Главная » Статьи » Классное руководство

Тема «Нравственная культура человека»

Тема «Нравственная культура человека»

Цель:  Формирование нравственной культуры и ценностных отношений личности ребёнка.

Задачи: 

1. Познавательно - образовательная:

- ознакомление учащихся с понятиями нравственность, мораль, этикет;

- формирование способности контролировать свое поведение, поступки;

- выявить пользу и вред своих поступков;

-помочь детям осознать себя частью мира людей

 

2. Развивающая:

- развитие способности критического осмысления  и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.

 - дать учащимся возможность для раскрытия своего внутреннего потенциала;

 - развитие умений контролировать свое поведение.

    

 3. Воспитательная:

-  формирование эмоционального климата, сплочение группы, правильное взаимодействие с другими участниками.

 - воспитание чувства коллективизма, способствовать развитию уважительного и терпимого отношения между учащимися;

 

Оборудование: Слайд-презентация, листы с заданиями для групп, у каждой группы листы с высказываниями:

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». (И. Гёте)

«Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется» (Л. Н. Толстой)


«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В. А.Сухомлинский)


«Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе» (Апулей)


«Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело» (А. П. Чехов)


«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают» (Л. Н. Толстой)

 

 

 

 

 

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

  1. Организационный.  

Эмоциональный настрой:

 Можно ли мимикой лица и жестами отразить свое настроение?  Как?  (Дети изображают различное настроение мимикой)


Радость: улыбка, лучистые складки вокруг глаз.
Грусть: уголки губ опущены вниз, взгляд - вниз, внутренний угол бровей поднят, наружный опущен.

Страх: глаза и рот широко открыты, волосы «дыбом».
Обида: уголки губ опущены, внутренние уголки бровей подняты, глаза приоткрыты.

 

  1. Формирование понятия нравственность, нравственная культура человека.

 

Беседа.

- А можно ли изобразить поступки человека?  Например, Галя на уроке ведет себя плохо, а Коля очень хорошо. (Дети высказывают свое мнение).

Мы можем это выразить словами.

 

Если мы хотим сказать, что, то какими словами мы это можем выразить? Мы говорим, что у одного человека плохое поведение, а у другого - хорошее. А как вы думаете, что означает слово «поведение»?


Слайд 2 1. Поведение - это действие человека, его речь, жесты, мимика, выражение чувств по отношению к другим людям и к себе. Поведение - это вся деятельность, поступки человека, которые могут быть оценены (плохо или хорошо).

Регулятором поведения является нравственность или мораль. Поэтому мы говорим: поведение  нравственное (этическое, моральное, хорошее),  или  безнравственное (неэтическое, аморальное, плохое). Также взрослые часто говорят «Вы ведете себя некультурно». А что же означает слово «культура»?
- Что такое нравственность?  Культура поведения?  (Обсуждение)

Групповая работа:
Каждая группа рассматривает предложенную ей ситуацию и отвечает на вопросы.

1. Вопросы:
Оцените ситуацию (плохо или хорошо). Почему?

Как относятся к учебному труду ученики в классе? Почему? Как может им обернуться такое отношение в будущем?

Как должны были вести себя ребята в классе? Почему?

Как Вы понимаете пословицу: «Делу - время, потехе - час»?

Большое ли это геройство: обидеть одноклассника?

  1. Ситуации:
    1-я группа
    Идет урок. Учитель объясняет новый, очень трудный материал, многие слушают внимательно и стараются понять и усвоить, но Витя и Коля решили позабавиться: вынули из ручек стержни, разжевали бумагу и начали «атаку». Когда ребята оглядывались, ругались, им становилось весело, некоторые стали им отвечать тем же. Объяснение нового материала прервалось, потому что учитель стал успокаивать возмущенных, читать нравоучение Вите и Коле.

    2-я группа
    Учитель вызвал ученика отвечать. Ученик встал, но ответил не точно, учитель попросил дополнить ученицу. Пока ребята отвечали, «шутливые соседи» отодвинули стулья. Когда ученики закончили свои ответы и попытались сесть на место, то один упал, другая зацепилась за стол. Ученики в классе стали смеяться и не сразу успокоились. Часть времени урока была потеряна, а ученики, которые отвечали, очень обиделись и уже не могли сосредоточиться на обсуждении материала урока.

    3-я группа
    Прозвенел долгожданный звонок. Не слушая больше учителя, ученики вскочили с мест, начался шум. Кто-то стал готовиться к другому уроку, некоторые выбежали в коридор, но Миша и Саша нашли себе занятие: тряпки в мелу полетели в спины, головы, ноги, оставляя белые отметины. Одни стали отвечать тем же, схватив тряпку, кидали ее в обидчика, а другие, ругаясь, стали обтирать запачканную одежду. Когда прозвенел звонок и учитель вошел в класс, он долго не мог успокоить всех, чтобы приступить к изучению нового материала.

    4-я группа
    Идет урок. Учитель, объясняя новый материал, опрашивает учеников по пройденному и закрепляет новый материал. Толя и Валя решили повеселиться: они написали на листах обидные слова крупными буквами и скотчем приклеили их сидящим впереди ребятам. Одни обиженные ученики ответили сразу - развернулись и обозвали или врезали обидчикам, другие, продолжая работать, пожелали разобраться на перемене.

    5-я группа
    Ученика вызвали к доске. Он дома плохо выучил урок, отвечает неуверенно. «Добрые» Володя и Артем - одноклассники - подсказывают, но неверно и еще больше запутывают ученика у доски. Учитель ставит «2» и просит его сесть на место. Подсказчики смеются, им весело.

Обсуждение итогов работы в группах и формирование понятий.

 

Слайд 3: Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Очень важно понимать, что существуют две основные нравственные нормы – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

- Часто взрослые говорят: «Вы ведете себя некультурно». А что же означает слово «культура»?
2. Культура - достижения всего человечества в области науки, техники, строительства, экономики, производства и т.д.

- Что означает, как вы думаете, культура поведения человека?

Культура поведения - это собрание многих форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении, с другими людьми).

3. Культура поведения, нравственная культура бывает внешняя и внутренняя.

Давайте вспомним, что называется внешним видом человека.

Внешний вид - это облик человека: прическа, одежда, обувь, мимика, выражение глаз, манера стоять, сидеть, говорить. Может быть все это внешней культурой поведения? Когда? Только когда мы можем ее оценить (плохо или хорошо). От чего она зависит? От самого человека, т.е. от его отношения к себе. Так что же заключено в понятии внешней нравственной культуры? Внешняя нравственная культура проявляется, когда человек выполняет нравственные нормы (требования общества, культуры): быть аккуратным, опрятным, доброжелательным.

Что означает и содержит в себе внутренний мир человека? Настроение, характер, эмоции, потребности, способности, чувства и мысли. Все это можно увидеть? Нет. А почувствовать? Можно. Почему? Потому что у каждого человека есть свой внутренний мир, иногда говорят «свой дух». Всегда ли мы правильно понимаем других людей? Не всегда. Потому что каждый человек очень индивидуален. Внутренняя нравственная культура отражает внутренний мир человека. Как? В его поведении, отношении к людям, обществу и к себе.

Нравственная культура имеет свои правила или нормы. Мы все их знаем.

Подумайте и скажите, зачем люди их создали. Помогают ли они людям лучше общаться, если их выполняют? Почему?

  • Уважение к людям старшего и пожилого возраста.
  • Хранить и ценить культурные ценности нашей страны.
  • Честность и правдивость как элементарные нормы человеческого поведения.
  • Вежливость и тактичность.
  • Уважение к своему и чужому времени.
  • Опрятность и аккуратность.
  • Уважение к людям.
  • Умение прийти на помощь к людям, родителям, больным.
  • Любить и охранять природу и т.д.

Простыми нормами (правилами) нравственности их называют потому, что простота их в конкретности требований, предъявляемых к человеку, и потому, что они необходимы человеку каждую минуту его жизни, на каждом шагу его деятельности.

А вы, ребята, согласны, что эти нормы очень нужны? Почему? Попробуйте доказать на примерах из своей жизни.

Можно ли человека, выполняющего простые нормы нравственности, назвать культурным человеком?

3.  Рефлексия: Работа  с высказываниями.

-Как вы понимаете высказывания следующих знаменитых людей?

Слайды

 

 

 

 

 

 

Категория: Классное руководство | Добавил: Наталья (12.04.2015)
Просмотров: 2459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar