Методический семинар
Объяснительная записка педагогического опыта
учителя МБОУ «КСОШ № 2» Исмагиловой Натальи Владимировны
Один путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Б.Шоу.
Главная задача реализации ФГОС - это раскрытие способностей каждого ученика для его успешной социализации и саморазвития как субъекта деятельности и как личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта. Что возможно только при деятельностном подходе в обучении и воспитании.
Моя учебно-воспитательная система строится и реализуется по теме «Деятельностный подход в обучении предмета химии и воспитании подрастающего поколения».
Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках химии с учетом их индивидуальности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Активизация внутренней мотивации к постоянному саморазвитию и самореализации.
- Раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;
- Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности
- Развитие регулятивных, познавательных, коммуникативно-информационных способностей учащихся
- Совершенствование форм организации учебной деятельности;
- Использование новых педагогических технологий, эффективных
методик обучения;
Владение современными образовательными технологиями и методиками
Максимально эффективно решить эти задачи можно с помощью современных образовательных технологий, основанных на принципе сотрудничества, взаимообучения с учащимися, с использованием активных методов обучения, инициирующих детское действие. В своей учебной деятельности я применяю систему современных педагогических технологий: модульное обучение, проектно-исследовательские, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, уровневой дифференциации, позволяющие осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, активизировать внутреннюю мотивацию учащихся к саморазвитию и самореализации, создавать ситуацию успеха при достижении личностных результатов, являются фактором мотивации к изучению предмета химии.
Ведущими являются технологии модульного обучения и проектно-исследовательские. Модульное обучение применяю на уроках химии на протяжении нескольких лет, где модуль выступает как план самообучения, в результате чего учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследовательской экспериментальной работы, работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой, способствует развитию у учащихся самопланирования, самопроверки, самоанализа, самоконтроля. Поставленная проблема в модуле активизирует учебную познавательную деятельность учащихся. Так мною разработаны и составлены модули к серии уроков по теме «Электролитическая диссоциация», «Типы химических реакций», где также с помощью модулей организована проектная исследовательская деятельность учащихся. В последние 2 года в сотрудничестве со школьным психологом и с целью личностно-ориентированного подхода в обучении химии, формирования мотива достижения успеха на уроках химии, устранения перегрузок составляю модули, самостоятельные работы, проверочные тесты с учетом психофизиологических особенностей учащихся по типам мышления.
Применение модульного обучения позволяет оптимизировать учебный материал. Так, при изучении темы «Качественные реакции на ионы» объединяется материал трех уроков: «Свойства ионов – свойства растворов», «Общие свойства кислот, обусловленные общими ионами водорода», «Общие свойства щелочей, обусловленные общими гидроксид ионами». Также модуль позволяет развивать химическую речь, описывать ход и результаты исследований. Применение техники по типу мышления реализует здоровьесберегающие технологии: снижается психоэмоциональное напряжение учащихся, повышается успешность обучения, идет самообучение и самореализация учащихся. Также на разных этапах урока идет смена учебной деятельности.
Проектно-исследовательская технология создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проектов использую на уроках «Исследование простых веществ металлов и неметаллов», «Типы химических реакций дома», «Классы неорганических веществ», во внеурочной деятельности – значение химических веществ в жизни человека, влияние на здоровье человека, «Исследование маркировки продуктов питания», «Исследование качества питьевой воды» и др. Разработки уроков: «Исследование простых веществ металлов и неметаллов», «Свойства ионов – свойства растворов» участвовали в республиканском конкурсе исследовательских уроков, где заняла первое место; с работой по исследованию качества питьевой воды «Влияние количественного содержания железа в питьевой воде на здоровье человека» - в республиканской НПК «Шаг в будущее».
Применение ИКТ дает большие возможности в организации разнообразных форм учебной деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний, развития понимания необходимости химических знаний в повседневной жизни и для получения профессии, например, урок открытых мною знаний. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках химии и биологии:
– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы; как алгоритм учебной деятельности (например, составление уравнений О-ВР, реакций ионного обмена и др.),
– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
– использование Internet и медиа-ресурсов: использования дополнительной и справочной информации, для углубления знаний о предмете, повышения интереса у учащихся к предмету
– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов и т.д.
Для приобщения школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними дети получают домашние задания творческого и исследовательского характера в форме проектной деятельности. Защита мини-проектов проходит в виде слайд-презентаций. Например: в 11 классе «Дисперсные системы вокруг нас», «Химия и общество», 10 классе «Значение и применение карбоновых кислот », 8 классе «Оксиды, кислоты, щелочи, соли, простые вещества в жизни человека», в 9 классе «Химия и здоровье человека», «Химия и окружающая среда». Мною разработаны презентации к урокам по темам «Вычисления по химическим уравнениям и химическим формулам», «Типы химических реакций», «Теория электролитической диссоциации», «Классификация неорганических и органических веществ», «Карбоновые кислоты» и др.
Мною организована внеурочная деятельность с одаренными детьми. Для этого разработаны программы элективных курсов: «Решение сложных задач по химии», «Химия нашего здоровья», «Окислительно-восстановительные реакции», подготовка к олимпиадам, исследовательская работа. Применение деятельностного подхода позволяет мне органично включать в учебно-познавательную деятельность учащихся разнообразные методы и способы, как работа учащихся в группах, парах сменного состава, многофункциональные модули-карточки, методические приемы: «Вставь пропущенные слова», «Закончите предложение», «Докажите наличие иона в растворе», «Почему нельзя смешивать данные растворы» и др. для самостоятельного формулирования учащимися темы, проблемы, вывода и для закрепления изученного материала, метод проектов, исследовательский метод при решении экспериментальных задач, проблемно-поисковый для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне его.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Учеб ный год |
Методические темы |
Уровни представления материала |
||
школьный |
муниципальный |
региональный |
||
2007-2008 |
1. Личностно-ориентированное обучение на уроках химии с учетом психофизиологических особенностей учащихся 2. Из опыта создания системы тестового контроля – подготовка к ЕГЭ |
открытый урок в рамках методического дня «Кислоты в свете ТЭД» |
Мастер-класс на семинаре молодых учителей «Классификация неорганических срединений» Районная конференция учителей химии |
|
2008-2009 |
Модульное обучение на уроках химии как средство развития СПД учащихся
|
Открытый урок «Электролиты и неэлектролиты» |
1. Районный семинар учителей ИКТ Открытый урок «Типы химических реакций» и выступление с обобщением педопыта: 2. Открытый урок на семинаре завучей школ района «Химические свойства оснований в свете ТЭД» |
|
2009-2010 |
1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ мотивации к изучению предмета химии 2. Технология успешного обучения |
Мастер-класс на метод. дне «Металлы – простые вещества» Выступление на школьном педсовете со слайд- презентацией |
|
Открытый урок на семинаре молодых руководителей школ республики «Свойства ионов – свойства растворов» |
2010-2011 |
Эксперимент как способ организации учебно- исследовательской деятельности учащихся на уроках химии 2. Цифровые образовательные ресурсы |
Открытый урок на метод.дне «Исследование простых веществ металлов и неметаллов» Выступление на школьном педсовете со слайд- презентацией |
|
|
2011-2012 |
Использование ИКТ на уроках химии для обучения и проектной деятельности |
Открытый урок на метод.дне «Дисперсные системы вокруг нас» |
Районный семинар учителей химии и биологии «Карбоновые кислоты» |
|
Деятельностный подход в обучении и воспитании позволяет не только развивать личность ребенка в учебной деятельности, но и самому учителю самосовершенствоваться и развиваться в деятельности.