Методический семинар

Объяснительная записка педагогического опыта

учителя МБОУ «КСОШ № 2» Исмагиловой Натальи Владимировны

 

Один путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Б.Шоу.

        Главная задача реализации ФГОС - это раскрытие способностей каждого ученика для его успешной социализации и саморазвития  как субъекта деятельности и как личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта.  Что  возможно только при деятельностном подходе в обучении и воспитании.

             Моя учебно-воспитательная система строится и реализуется по теме «Деятельностный подход в обучении предмета химии и воспитании подрастающего поколения».

Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках химии с учетом их индивидуальности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • Активизация внутренней мотивации к постоянному саморазвитию и самореализации.
  • Раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и   нравственного потенциала каждого ученика;
  • Формирование  навыков самостоятельной познавательной деятельности
  • Развитие регулятивных,  познавательных, коммуникативно-информационных способностей учащихся
  • Совершенствование форм организации учебной деятельности;
  • Использование новых педагогических технологий, эффективных      

методик обучения;

 

  

Владение современными образовательными технологиями и методиками

              Максимально эффективно решить эти задачи можно с помощью современных образовательных технологий, основанных на принципе сотрудничества, взаимообучения с учащимися, с использованием активных методов обучения, инициирующих детское действие.    В  своей учебной деятельности я применяю систему  современных  педагогических технологий: модульное обучение, проектно-исследовательские, информационно-коммуникационные,  здоровьесберегающие,  уровневой дифференциации, позволяющие   осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, активизировать внутреннюю  мотивацию учащихся  к   саморазвитию и самореализации,  создавать ситуацию успеха при достижении личностных результатов, являются  фактором мотивации к изучению предмета химии.

               Ведущими являются  технологии модульного обучения и проектно-исследовательские. Модульное обучение применяю на уроках химии на протяжении нескольких лет, где модуль выступает как план самообучения, в результате чего учащиеся самостоятельно  добывают   знания в процессе исследовательской экспериментальной работы, работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой,  способствует развитию у учащихся  самопланирования, самопроверки, самоанализа, самоконтроля. Поставленная проблема в модуле активизирует    учебную познавательную деятельность учащихся. Так мною разработаны и составлены модули к серии  уроков по теме «Электролитическая диссоциация», «Типы химических реакций», где также с помощью модулей организована проектная исследовательская деятельность учащихся. В последние 2 года в сотрудничестве со школьным психологом и с целью личностно-ориентированного подхода в обучении химии, формирования мотива достижения успеха на уроках химии,  устранения перегрузок  составляю модули, самостоятельные работы, проверочные тесты с  учетом психофизиологических особенностей учащихся по типам мышления.

Применение модульного обучения позволяет оптимизировать учебный материал. Так, при изучении темы «Качественные реакции на ионы» объединяется материал трех уроков: «Свойства ионов – свойства растворов», «Общие свойства кислот, обусловленные общими ионами водорода», «Общие свойства щелочей, обусловленные общими гидроксид ионами». Также модуль позволяет развивать химическую речь, описывать ход и результаты исследований. Применение техники по типу мышления реализует здоровьесберегающие технологии: снижается психоэмоциональное напряжение учащихся, повышается успешность обучения, идет самообучение и самореализация учащихся. Также на разных этапах урока идет смена учебной деятельности.

              Проектно-исследовательская технология  создает   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проектов использую на уроках «Исследование простых веществ металлов и неметаллов», «Типы химических реакций дома», «Классы неорганических веществ», во внеурочной деятельности – значение химических веществ в жизни человека, влияние на здоровье человека, «Исследование маркировки продуктов питания», «Исследование качества питьевой воды» и др.  Разработки уроков:  «Исследование простых веществ металлов и неметаллов»,  «Свойства ионов – свойства растворов» участвовали в республиканском конкурсе исследовательских уроков, где заняла первое место; с работой по исследованию качества питьевой воды «Влияние количественного содержания железа в питьевой воде на здоровье человека» - в республиканской НПК «Шаг в будущее».  

           Применение ИКТ дает большие возможности в организации  разнообразных форм учебной деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний, развития понимания необходимости  химических знаний  в повседневной жизни и для получения профессии, например, урок открытых мною знаний.    За годы работы    сложились следующие формы применения ИКТ на уроках химии и биологии:

   – работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и  т.д.;

   – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы; как алгоритм учебной деятельности (например, составление уравнений О-ВР, реакций ионного обмена и др.),

   – работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

   – использование Internet и медиа-ресурсов: использования  дополнительной и справочной информации, для углубления знаний о предмете, повышения интереса у учащихся к предмету  

– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов  и  т.д.

Для приобщения школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении  ИТ и постоянной работе с ними  дети получают домашние задания  творческого и исследовательского характера в форме проектной деятельности. Защита мини-проектов проходит в виде слайд-презентаций.    Например: в 11 классе  «Дисперсные системы вокруг нас», «Химия и общество», 10 классе «Значение и применение карбоновых кислот », 8 классе «Оксиды, кислоты, щелочи, соли, простые вещества в жизни человека», в 9 классе «Химия и здоровье человека», «Химия и окружающая среда».    Мною разработаны презентации к урокам по темам «Вычисления по химическим уравнениям и химическим формулам», «Типы химических реакций», «Теория электролитической диссоциации»,  «Классификация неорганических и органических веществ», «Карбоновые кислоты» и др.

            Мною организована внеурочная деятельность с одаренными детьми. Для этого разработаны программы элективных курсов: «Решение сложных задач по химии», «Химия нашего здоровья», «Окислительно-восстановительные реакции», подготовка к олимпиадам, исследовательская работа. Применение деятельностного подхода позволяет мне органично включать в учебно-познавательную деятельность учащихся разнообразные методы и способы, как работа учащихся в группах, парах сменного состава, многофункциональные модули-карточки, методические приемы: «Вставь пропущенные слова», «Закончите предложение», «Докажите наличие иона в растворе», «Почему нельзя смешивать данные растворы» и др.  для самостоятельного формулирования учащимися темы, проблемы, вывода и для закрепления изученного материала, метод проектов, исследовательский метод при решении экспериментальных задач, проблемно-поисковый для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне его. 

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 

Учеб

ный

год

Методические темы

Уровни представления материала

школьный

муниципальный

региональный

2007-2008

1. Личностно-ориентированное обучение на уроках химии с учетом психофизиологических особенностей учащихся

2. Из опыта создания системы тестового контроля – подготовка к ЕГЭ

  открытый урок  в рамках методического дня «Кислоты в свете ТЭД»

Мастер-класс на семинаре молодых учителей «Классификация неорганических срединений» Районная конференция учителей химии

 

2008-2009

Модульное обучение на уроках химии как средство развития СПД учащихся

 

 

 

 

 

Открытый урок  «Электролиты и неэлектролиты»

1. Районный семинар учителей ИКТ Открытый урок «Типы химических реакций» и выступление с обобщением педопыта:

2. Открытый урок на семинаре завучей школ района «Химические свойства оснований в свете ТЭД»

 

2009-2010

1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ мотивации к изучению предмета химии

2. Технология успешного обучения

Мастер-класс на метод. дне «Металлы – простые вещества»

Выступление на школьном педсовете со слайд- презентацией

 

Открытый урок на семинаре молодых руководителей школ республики

«Свойства ионов – свойства растворов»

2010-2011

Эксперимент как способ организации учебно- исследовательской деятельности учащихся на уроках химии

2. Цифровые образовательные ресурсы

 Открытый урок на метод.дне «Исследование простых веществ металлов и неметаллов»

Выступление на школьном педсовете со слайд- презентацией

 

 

2011-2012

Использование ИКТ на уроках химии для обучения и проектной деятельности

Открытый урок на метод.дне «Дисперсные системы вокруг нас»

Районный семинар учителей химии и биологии «Карбоновые кислоты»

 

        Деятельностный подход в обучении и воспитании позволяет не только развивать личность ребенка в учебной деятельности, но и самому учителю самосовершенствоваться и развиваться в деятельности.

Презентация обобщение педагогического опыта