Эссе «Я - учитель»

Исмагилова Наталья Владимировна

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

           Свои рассуждения о миссии учителя  хочу начать   словами из песни «Учительский вальс»:

… Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбиться.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь, 
А ведь это немало.

Да, да… именно влюбиться в школу, в этот огромный мир детства и зрелости, мир эмоций, разных человеческих характеров и судеб, мир живого  общения с подрастающим поколением, насыщенный событиями и яркими мероприятиями, мир, где учитель не учитель, а ученик.  Ведь ученик - это мерило    профессионализма учителя.  Пытливые детские умы заставляют меня не стоять на месте, а постоянно самосовершенствоваться, быть современной. Это ученик своими потребностями, разными качествами личности, поведением заставляет меня искать новые формы и методы обучения и воспитания. И, наконец, не дает стареть душой, что как раз и необходимо современному учителю.

         А еще хочется видеть своих учеников успешными. Как интересно и увлекательно наблюдать за его ростом в учебе, творчестве, в дальнейшей судьбе, вместе с ним радоваться и огорчаться, путешествовать по родному краю и, конечно,   помогать  ему «познавать, раскрывать  и реализовать себя».  

    Успех вчерашних учеников – успешное развитие нашего общества. В современном обществе нужны высоконравственные, всестороннеразвитиые  личности, способные  к самопознанию и самореализации, любящие свою Родину, умеющие творчески подходить к любому делу.   И   никакая современная техника не в силах заменить живого слова, и никакой компьютер не сможет помочь  человеку раскрыть и познать себя, только в общении можно развиваться и реализовывать себя. Для учителя и ученика – это взаимообучение, ибо «уча другого, учишься сам».

       Найти подход к каждому ребенку, создать условия  для выявления в нем    его  врожденных талантов и  наилучшего их раскрытия в социуме можно       при реализации системно-деятельностного подхода в обучении.  При системно-деятельностном подходе на уроках химии перед учениками я ставлю три главных вопроса: чему учить? как учить? для чего учить? Первый вопрос активизирует детей на целеполагание и регулятивную деятельность, второй на организацию и планирование собственной познавательной деятельности, третий  носит практико-ориентированный характер. Эти вопросы инициируют детское действие и способствуют развитию личностных качеств  - установлению связи между целью учения и результатом.        Деятельностный подход в обучении и воспитании позволяет не только развивать личность ребенка в учебной деятельности, но и самому учителю самосовершенствоваться и развиваться в деятельности.

       Очень важно вызвать познавательный интерес к своему предмету химии,  показать необходимость химических знаний, особенно в современном мире, когда остро встал вопрос о сохранении Земли, здоровья человека, окружающей среды. Проводимые внеклассные мероприятия, учебно и научно-исследовательская деятельность учащихся направлены на развитие познавательных, коммуникативных, информационных, регулятивных способностей учащихся, носят практико-ориентированный характер. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.

               Успешный, благодарный ученик. Это надо заслужить.  Поэтому работа учителя – это большая ответственность, большой труд и большая самоотдача.    Идя на урок, всегда волнуюсь, станет ли мой урок  проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И так каждый день, поэтому считаю, что мой самый лучший и главный урок впереди! Но и как представить себя без 1 сентября с его огромными букетами цветов, Последнего Звонка с его словами благодарности, без этих «сорока душ и восьмидесяти глаз»!

Заканчивая свои рассуждения о миссии учителя, я привожу  слова из той же песни  

….Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно.