Эссе «Я - учитель»
Исмагилова Наталья Владимировна
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Свои рассуждения о миссии учителя хочу начать словами из песни «Учительский вальс»:
… Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбиться.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,
А ведь это немало.
Да, да… именно влюбиться в школу, в этот огромный мир детства и зрелости, мир эмоций, разных человеческих характеров и судеб, мир живого общения с подрастающим поколением, насыщенный событиями и яркими мероприятиями, мир, где учитель не учитель, а ученик. Ведь ученик - это мерило профессионализма учителя. Пытливые детские умы заставляют меня не стоять на месте, а постоянно самосовершенствоваться, быть современной. Это ученик своими потребностями, разными качествами личности, поведением заставляет меня искать новые формы и методы обучения и воспитания. И, наконец, не дает стареть душой, что как раз и необходимо современному учителю.
А еще хочется видеть своих учеников успешными. Как интересно и увлекательно наблюдать за его ростом в учебе, творчестве, в дальнейшей судьбе, вместе с ним радоваться и огорчаться, путешествовать по родному краю и, конечно, помогать ему «познавать, раскрывать и реализовать себя».
Успех вчерашних учеников – успешное развитие нашего общества. В современном обществе нужны высоконравственные, всестороннеразвитиые личности, способные к самопознанию и самореализации, любящие свою Родину, умеющие творчески подходить к любому делу. И никакая современная техника не в силах заменить живого слова, и никакой компьютер не сможет помочь человеку раскрыть и познать себя, только в общении можно развиваться и реализовывать себя. Для учителя и ученика – это взаимообучение, ибо «уча другого, учишься сам».
Найти подход к каждому ребенку, создать условия для выявления в нем его врожденных талантов и наилучшего их раскрытия в социуме можно при реализации системно-деятельностного подхода в обучении. При системно-деятельностном подходе на уроках химии перед учениками я ставлю три главных вопроса: чему учить? как учить? для чего учить? Первый вопрос активизирует детей на целеполагание и регулятивную деятельность, второй на организацию и планирование собственной познавательной деятельности, третий носит практико-ориентированный характер. Эти вопросы инициируют детское действие и способствуют развитию личностных качеств - установлению связи между целью учения и результатом. Деятельностный подход в обучении и воспитании позволяет не только развивать личность ребенка в учебной деятельности, но и самому учителю самосовершенствоваться и развиваться в деятельности.
Очень важно вызвать познавательный интерес к своему предмету химии, показать необходимость химических знаний, особенно в современном мире, когда остро встал вопрос о сохранении Земли, здоровья человека, окружающей среды. Проводимые внеклассные мероприятия, учебно и научно-исследовательская деятельность учащихся направлены на развитие познавательных, коммуникативных, информационных, регулятивных способностей учащихся, носят практико-ориентированный характер. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.
Успешный, благодарный ученик. Это надо заслужить. Поэтому работа учителя – это большая ответственность, большой труд и большая самоотдача. Идя на урок, всегда волнуюсь, станет ли мой урок проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И так каждый день, поэтому считаю, что мой самый лучший и главный урок впереди! Но и как представить себя без 1 сентября с его огромными букетами цветов, Последнего Звонка с его словами благодарности, без этих «сорока душ и восьмидесяти глаз»!
Заканчивая свои рассуждения о миссии учителя, я привожу слова из той же песни
….Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно.