Главная » Статьи » Классное руководство

Всемирный день прав ребенка Классный час в 8 классе «Я - ребенок. Я – человек. И я имею право!»

Всемирный день  прав ребенка

Классный час в 8 классе «Я - ребенок. Я – человек. И я имею право!»

Цель: Формирование правовой культуры ребенка

Задачи:

  • познакомить учащихся с международно-правовыми актами по правам ребёнка;
  • обобщить знания детей об основных правах ребенка;
  • раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам,
  •  побуждать детей к защите своих прав и воспи­тывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

 

Оборудование: Слайд-презентация, песни: «Детство, детство», «Планета детства», тренинговые задания.

Участники: учащиеся 8-х классов, помощник прокурора Кяхтинского района по надзору соблюдения прав несовершеннолетних, сотрудник ИПДН.

Составила и провела: классный руководитель  8 «а» класса Исмагилова Н.В. 

Ход мероприятия

  1. Вступление. На фоне песни «Детство» учащиеся 8 «а» читают стихи

 

Чтец 1 Вот так праздник!

Вот так день!

День не взрослых

День детей!

 

Чтец 2 Дети – это хорошо,

Дети это классно!

 Без детей и жизнь – не жизнь,

 Это ж сразу ясно!

 

 

Чтец 3 У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

 

Чтец 4

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

 

 

 

 

Классный руководитель: С появлением человека на Земле, появились и вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?                                   (слайд 1,2)

 

Решить эти главные вопросы смогла  Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в особой специальной охране и заботе.

Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В  каких же  трудных жизненных ситуациях могут  оказаться дети?

( перечисление ситуаций сопровождается показом слайдов)

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* *Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

 

Вот несколько примеров, которые свидетельствуют о проблемах в жизни детей:

    * около 100 миллионов детей, покинутые своими семьями, существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

* 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

* ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

 

(Слайд 3,4)

 

  1. Основная часть:
  1. Мини – лекция. В защиту детей были приняты международно-правовые акты по правам ребёнка. Главным таким документом по защите прав ребенка  является Конвенции о правах ребёнка,  

 основная цель которой   – способствовать тому, чтобы государства прикладывали  максимум усилий для решения этих  и других не менее серьезных и важных  проблем.

 

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Наше государство    подписало этот документ в 1990 году.   И 20 ноября принят Всемирным Днем прав ребенка                                                                                                       (Слайд 5,6)

 

О каких же правах идет речь в Конвенции?  Права никто не даёт, человек получает права от рождения.  Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.     Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права.                                                                                                    (Слайд 7-9)

---- Слово помощнику прокурора Кяхтинского района по надзору соблюдения прав несовершеннолетних.

Классный руководитель: Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.                                                                            (Слайд 11,12)

  1. Практикум «Прав и обязанности»

----- Работа со слайдом 12. Учащиеся называют свои обязанности в различных ситуациях: «Кто прав…»

Сценка 1

  Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

   Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!

  

   Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

   Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.

 

Сценка 2

    Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

    Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

 

    Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

    Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

 

Сценка 3

   Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

   Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

  

   Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

   Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

 

Сценка 4

  Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

  Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

 

   Классный  руководитель. Правильно ли рассуждает Пет­ров?

   Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

 

Сценка 5

   Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

   Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный   руководитель. Вот такой борец за права ре­бенка! Может быть, он прав?

 

  1. «Ответственность». Какую же ответственность мы несем при нарушении прав других граждан, порядка и дисциплины?

------ Слово сотруднику ИПДН

 

  1.  Рефлексия: 

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы  не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

  1. Ролевая игра «Юридическая Консультация»

Классный руководитель: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей  (на слайде) . И к вам за советом приходят литературные герои.  Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции "О правах ребенка"...»

  1. Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

-   Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка­ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

     2.  М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей.

       Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

  1. Гарри  Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

-  Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на уважение его достоинства.

   

 2. Тренинг.

Классный руководитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

-   Не все знают права детей.

-   Не считают детей полноценными людьми.

-   Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

 Классный руководитель:  Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

1. ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

-Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

2. ТРЕНИНГ «СПАСИ  ПТЕНЦА».

   Давайте и мы почувствуем, как приятно соблюдать права других и отдавать им своё тепло другим.

-Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Заключение: На фоне песни «Планета детства» учащиеся читают стихи:

1. Мы граждане, но все же дети, 
Бывает, для защиты повод есть. 
Поэтому Конвенцию придумали на свете, 
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый - вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

2. Конвенция дает всем равное право, 
Чтоб детских слез гораздо меньше стало, 
О счастье детей не только мечтают, 
Проблем не боятся, их вместе решают.

6. Не бойся, с тобою семья,
Воспитатель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей -
Помогут они, держись веселей.

3. Пятьдесят четыре - ни много, ни мало 
Много есть законов для счастья детей, 
Чтоб нарушений меньше стало 
На планете нашей всей.

7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем - да!

4. Главное право на жизнь и свободу, 
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.

 

 

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т. А.  Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы Детского правового сайта. http://mir.pravo.by/
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

 

 

Категория: Классное руководство | Добавил: Наталья (12.04.2015)
Просмотров: 4300 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar