Главная » Статьи » Внеклассная работа по предмету

Внеклассное мероприятие: Конкурс-шоу «Загадочный мир химии»

Внеклассное мероприятие: Конкурс-шоу «Загадочный мир химии»

Цель: пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных учащихся, побудить к чтению и изучению химической литературы.

Оборудование: черный ящик и стакан с водой; ребус; химическое лото; карточки с буквами; сканворд; грамоты.

Ход мероприятия

Проведем конкурсы, в результате которых мы выявим команду победителей сегодняшней игры. Учащиеся делятся на две команды. Следить за тем, кто первый поднимет руку или оценить полноту, и правильность ответа приглашается жюри.

Правила конкурсов

Каждое задание в конкурсе оценивается в 1 балл. Заветный балл для команды приносит тот участник, который первым поднимет руку и ответит правильно на вопрос. Если участник ошибается, то право предоставляется команде соперников. Игру выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

 

Конкурс 1.  «Загадки». Отгадать зашифрованное слово:

1 буква – химический знак элемента 2 загадки; 2 буква - химический знак элемента 1 загадки; 3 буква – 2 буква слова, отгаданного в 4 загадки; 4 буква – первая буква слова, отгаданного в 3 загадке; 5 буква -4 буква слова, отгаданного в 5 загадки

 

 

  1. Удивить готов он нас —
    Он и уголь, и алмаз,
    Он в карандашах сидит,
    Потому что он — графит.
    Грамотный народ поймет
    То, что это …
    (Углерод)

 

2.В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

 

  1. Какой газ утверждает, что он – это не он?
    (Неон)

 

  1. Природной соли маленький кусок

Ответить на доске урок помог.
(Мел)

5.      Его  название содержит  имя  грызуна и родственника быка.  (мышьяк)

 

  • Демонстрация опыта «Золотая осень»

      На дно стакана помещают 5-6 кусочков дихромата аммония (NH4)2 Cr2O7. Затем приготавливают раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 из расчета 25 г на 100 мл воды (воду подогревают). После охлаждения этот раствор выливают в стакан с кусочками дихромата аммония. Через некоторое время в результате реакции между нитратом свинца и дихроматом аммония на кусочках последнего появляются игольчатые кристаллы бихромата свинца. Постепенно разрастаясь, они будут принимать очертания «деревьев» в золотом осеннем уборе. Через несколько дней «лесная чаща» заполнит стакан.

Конкурс 2.  «Кто быстрее?»

И Х М А З Е Г Ю У Р Ц Н Ф Т О Л К Й

Из предложенных букв составьте названия химических элементов. Выиграет та команда, которая больше назовет элементов.

(Азот, актиний, кюрий, технеций, лантан, титан, алюминий, литий, торий, америций, лютеций, тулий, аргон, магний, уран, галлий, марганец, фермий, гафний, мейтнерий, франций, гелий, натрий, фтор, германий, неон, хлор, золото, рений, хром, иттрий, рутений, цезий, калий, таллий, церий, калифорний, тантал, цинк, кремний, теллур, цирконий – 42 элемента)

  • Демонстрация опыта  «Фейерверк в жидкости».

    В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота.  В  цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта: 
    2KMnO4 + H2SO4= Mn2O7 + K2SO4 + H2O.
    Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.

Конкурс 3 «Больше, меньше… »

Вопросы 2 задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй - в 4 балла и т.д.

Для 1 команды:

  • 5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
  • 4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
  • 3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
  • 2 балла. Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"
  • 1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске.

(кальций)

 

 

 

Для 2 команды:

  • 5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.
  • 4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
  • 3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
  • 2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
  • 1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

(железо)

Для 1 команды:

  • 5 баллов. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
  • 4 балла. Входит в состав некоторых гербицидов, пестицидов и инсектицидов.
  • 3 балла. Простое вещество представляет собой двухатомные молекулы желто-зеленого цвета.
  • 2 балла. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
  • 1 балл. Соединение этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

(хлор)

Для 2 команды

  1. Об этом веществе,   человечество узнало 7 тысяч лет назад.
  2.  В стародавние времена это вещество было ценнейшим товаром и стояло в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами.
  3.  Его называют "белой скатертью".
  4.  Без него не обходится ни одна хозяйка. Оно продается во всех продовольственных магазинах.
  5.  Рассыпать это вещество на Руси считалось - к несчастью, причем очень серьезному.                                                                                          (Поваренная соль)

 

Загадка: Лёг на солнечный пенёк
                Драгоценный перстенёк.
                Изумрудины на нём
               Жёлтым светятся огнём,
               И мерцают, и сквозят,
              А под ними спрятан яд.

 

  • Демонстрация опыта: «Фараоновы змеи»

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.  Шли века и тысячелетия, алхимия постепенно превращалась в науку химию... Наконец, химикам XIX века удалось придумать нечто похожее на чудо "фараоновой змеи".

 

 

Дихроматная змея

Смешивают, а затем растирают в ступке 10 г дихромата калия K2Cr2O7, 5 г нитрата калия KNO3 и 10 г сахара. Полученный порошок увлажняют этиловым спиртом и коллодием и спрессовывают в стеклянной трубочке диаметром 4--5 мм. Получается "палочка" смеси, образующая при поджигании сначала черную, а потом зеленую змею, которая так же выползает и извивается, как тиоцианатная: она горит со скоростью 2 мм в секунду и удлиняется в 10 раз! Реакция горения сахарозы в присутствии двух окислителей -- нитрата калия и дихромата калия -- довольно сложна; в конечном итоге образуются черные частицы сажи, зеленый оксид хрома, расплав карбоната калия, а также углекислый газ и азот. Газы вспучивают смесь твердых продуктов и заставляют ее двигаться.

Другой рецепт изготовления дихроматной змеи включает смешивание порошков 1 г дихромата аммония(NH4)2Cr2O7, 2 г нитрата аммония NH4NO3 и 1 г сахарной пудры. Эту смесь смачивают водой, лепят из нее палочку и сушат на воздухе. Если палочку поджечь, из нее в разные сторону поползут черно-зеленые змеи. Продукты реакции здесь те же, что и в предыдущем рецепте

Нитратный червяк

В столовую тарелку насыпают 3--4 ложки просеянного речного песка, делают из него горку с углублением в вершине и готовят реакционную смесь, состоящую из 1/2 чайной ложки нитрата аммония и 1/2 чайной ложки сахарного песка, тщательно перетертых в ступке. Затем в углубление горки наливают еще 1/2 столовой ложки этилового спирта и насыпают 1 чайную ложку приготовленной нитратно-сахарной смеси. После этого остается только поджечь спирт. Сразу же на поверхности смеси появляются черные шарики обугленного сахарного песка, и вслед за ними вырастает черный блестящий и толстый "червяк", спускающийся с горки. Если нитратно-сахарной смеси было взято не более 1 чайной ложки, то длина червяка не превысит 3--4 см. А его толщина зависит от диаметра углубления горки.

Спиртовая и глюконатная змеи

Это самые простые рецепты из нашего химического серпентария. Если таблетку твердого спирта (сухого горючего) пропитать концентрированным водным раствором нитрата аммония, капая его из пипетки, а потом высушить, то после трех-четырехкратного повторения этих операций можно получить исходное сырье для спиртовой змеи. Подожженная таблетка вспучивается; цвет змеи черный. Разложение уротропина (CH2)6N4, входящего в состав твердого спирта, в смеси с нитратом аммония, приводит к образованию углерода, углекислого газа, азота и воды.

Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползет змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Са[CH2OH(CHOH)4COO]2 H2O приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

 

 

Конкурс 4. «Гонка за лидером»

Ответы на вопросы.  

  1. Назовите древнюю науку, из которой выросла химия. (Алхимия)
  2. Какой древний философ первым высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших и невидимых частиц? (Демокрит)
  3. Как называется камень, который пытались найти алхимики? (Философский)
  4. Какой химический элемент алхимики изображали в виде огнедышащего дракона? (Сера)
  5. Как называется химический элемент, который можно перевести как «рождающий кислоты»? (Кислород)
  6. Как Резерфорд предложил назвать модель атома, которая похожа на Солнечную систему? (Планетарная)
  7. Что называют «эликсиром бодрости»? (Глюкоза)
  8. Как по-другому называется химический знак? (Символ)
  9. К какому семейству относится и церий, и европий? (Лантаноиды)
  10. Как называется элемент с порядковым номером 109? (Мейтнерий)
  11. Какой элемент назван в честь ученого, который вывел закон существования природы? (Эйнштейний)
  12. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)
  13. Назовите фамилию известного русского композитора-химика? (Бородин)
  14. Какой элемент не имеет постоянной прописке в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (Водород)
  15. Какой металл является лесом? (Бор)
  16. Самый «летающий металл».    (Al)
  • Демонстрация опыта «Разноцветные кристаллы»

Силикатный клей + соли разных металлов (железа, никеля, меди, марганца)

  •  Демонстрация опыта «Заживление раны»

Обычно для реакции используют роданид калия или аммония и хлорид железа(III). В ходе ее протекания образуется кроваво-красный автокомплексный роданид.

Для опыта необходимо взять стаканы с растворами роданида калия (аммония) и хлорида железа(III), а также две стеклянные палочки с намотанной на них ватой. Подготовьте пластмассовый или стальной нож. Он должен быть затупленным, иначе опыт может стать действительно кровавым.

Ладонь протрите раствором соли железа  (зрителям можно сообщить, что это дезинфекция раствором йода). Нож смочите раствором роданида (зрителей можно снова обмануть,  сказать, что дезинфекция спиртом). Далее начинайте себя резать ножом. Появляется кровь.

 

Фторидный комплекс железа(III) бесцветный. Поэтому, если протереть рану ватой, смоченной в растворе фторида натрия, роданидный комплекс разрушается, и образуется более устойчивый комплекс [FeF6]3 . Кровь исчезает. Зрителям показывают, что на ладони раны нет.

 

Заключительная часть: Подведение итогов. Салют победителям и участникам

Загадка: Какое стихийное бедствие является химическим явлением?

  • Демонстрация опыта «Извержение вулкана» (Вулкан Рудольфа Бёттгера)

      Очень часто это опыт называют "Вулкан на столе". Для его проведения возьмите дихромат аммония и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте кратер, в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите. Соблюдайте осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III): Очень часто это опыт называют "Вулкан на столе". Для его проведения возьмите дихромат аммония и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте кратер, в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите. Соблюдайте осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III). К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда вулкан будет извергаться еще ярче.

 

Литература:

  1. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192 с.: ил.
  2. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с.: ил.
  3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 640 с.: ил
  4. Электронные ресурсы.

 

 

Категория: Внеклассная работа по предмету | Добавил: Наталья (13.04.2015)
Просмотров: 1070 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar