Главная » Статьи » Внеклассная работа по предмету

Внеклассное мероприятие интеллектуальный марафон «Эрудит естествознания»

Внеклассное мероприятие 

интеллектуальный марафон   «Эрудит естествознания»

 

Цель:  Развитие познавательного интереса к школьным предметам.

Задачи:

1.повысить уровень развития учащихся и расширить их кругозор,  

2.развить у учащихся интерес к занятиям географией, физикой, биологией, химией,

3.углубить представление учащихся об использовании сведений из области естествознания в повседневной жизни,

4. показать ценность знаний в профессиональной деятельности.

 

Оборудование:

 

Содержание:  

1 этап: творческий

2 этап: биологический

3 этап: географический

4 этап: химический

5 этап: экологический.

                                                         

 

 

 

Игра проходит в форме «Вертушки». 5 команд – 5 тематических названий  этапов. Каждая команда задания своей темы передает другой команде, и так по кругу.  Если   вопросы без ответа вернуться к команде, то команда должна на них ответить или зарабатывает штрафные очки.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

1 этап «Творческий» Каждая команда по своей теме дает название другой команде. Команда придумывает девиз и эмблему.                 Оценивается в 5баллов.

 

2  этап «Биологический» 1 вопрос – 5 балл

1раунд.  Животные в жизни людей, городов  и государства.

1.А какой город спасли кошки?  (Санкт – Петербург,1943). Сразу же после прорыва кольца блокады 27 января 1943 года, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (дымчатые считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей). Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов. Так что среди питерских мурок почти не осталось коренных, местных. Многие имеют ярославские или сибирские корни. 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада, которая продлилась 900 дней. Очень скоро в городе стало нечего есть, жители начали умирать... В страшную зиму 1941-1942 годов съели все, даже домашних животных (и многим это спасло жизнь). Но если люди умирали, то крысы плодились и размножались!
Оказалось, что еды в голодном городе для крыс хватало! Блокадница Кира Логинова вспоминала, что «...тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось: они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий...» («Труд» 5.02.1997, с.7). Кстати мамина бабушка, которая некоторое время жила в блокадном городе рассказывала, что однажды ночью выглянула в окно и увидела, что вся улица кишит крысами, после этого долго не могла уснуть. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. 

 

  1. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).

 

  1. В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и “сильных мира сего”. Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).

 

 

  1. Это животное за 40 м чувствует куропаток и другую пернатую дичь. А так же обнаруживает человека под толстым слоем снега. Теперь их даже тренируют для обнаружения на таможнях наркотиков. Любят слушать музыку. Молоко этого животного по своему составу близко к молоку женщины. Лучший желудочный сок, который прописывают врачи – сок этого животного. (Свинья.)

 

  1. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие – выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. (Кот.  Когда Б.Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил   склянки с экстрактом морских водорослей и серной кислоты. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет – это и был йод.)

 

 

  1. раунд: Биология и изобретения.

В последние годы развивается наука Бионика (англоязычные названия – «биомиметика») – многообещающее научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий. Бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже "запатентовано" природой. Такое изобретение XX века, как застежка "молния"   было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.

1.  Летучие мыши детально представляют себе картину окружающего: размеры, перемещение и даже текстуру своей добычи, когда летают в ночном небе. Многие насекомоядные могут ориентироваться и охотиться в полной темноте. Какую технику они используют какое изобретение создали ученые?     Киты используют ультразвуковой шум в качестве оружия, оглушающего рыбу. Эти сигналы заставляют наполненные воздухом плавательные пузыри рыб резонировать так сильно, что вибрация, передающаяся тканям тела, дезориентирует рыб.

    Не менее интересным стало открытие того, что дельфины могут использовать не только очень высокие, но и низкочастотные звуки  для оглушения добычи.

(Разработка навигационных систем  Сейчас ведутся разработки нового типа оружия, способного вводить войска противника в шоковое состояние с помощью ультразвука. Этот принцип воздействия был позаимствован у тигров. Рев хищника содержит ультранизкие частоты, которые хотя и не воспринимаются человеком как звук, оказывают на него паралитическое воздействие. )

2. По конструкции какого человеческого органа была построена Эйфелева башня. Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии.

(Конструкция Эйфелевой башни основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера (Hermann Von Meyer). За 40 лет до сооружения парижского инженерного чуда профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. И при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела. Фон Мейер обнаружил, что головка кости покрыта изощренной сетью миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости. Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал. В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман (Carl Cullman) подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем).

 

 3. В последнее десятилетие бионика получила значительный импульс к новому развитию. Это связано с тем, что современные технологии переходят на гига- и наноуровень и позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. Согласно общепринятой сегодня классификации, губки образуют самостоятельный тип примитивных беспозвоночных животных. Ее внутренний каркас сетчатой формы образуют цилиндрические стержни из прозрачного диоксида кремния. У основания губки находится пучок волокон, который по форме похож на своеобразную корону. Длина этих волокон - от 5 до 18 см, толщина - как у человеческого волоса. В ходе исследований этих волокон выяснилось, что они состоят из нескольких четко выделенных концентрических слоев с различными оптическими свойствами. Центральная часть цилиндра состоит из чистого диоксида кремния, а вокруг нее расположены цилиндры, в составе которых заметное количество органики.

(Ученые были поражены тем, насколько близкими оказались структуры природных оптических волокон к тем образцам, что разрабатывались в лабораториях в течение многих лет. О каком волокне идет речь?  (оптическое волокно))

4. В своих разработках новых материалов, ученые постоянно сообщают о технологических открытиях, которые базируются на «интеллектуальном потенциале» природы. Например, в октябре 2003 года в исследовательском центре Xerox в Пало Альто разработали новую технологию подающего механизма для копиров и принтеров.

В новой печатной схеме, созданной в исследовательском центре Xerox (Пало Альто), отсутствуют подвижные части (она состоит из 144 наборов по 4 сопла в каждом) Сконструированная в Пало Альто печатная схема оснащена множеством воздушных сопел, каждое из которых действует независимо, без команд центрального процессора, однако в то же время они способствуют выполнению общей задачи — продвижению бумаги. Поведение каких животных скопировали разработчики? 

(поведение стаи термитов, где каждый термит принимает независимые решения, но при этом стая движется к общей цели, например, построению гнезда)

5.     Другое знаменитое заимствование сделал швейцарский инженер Джордж де Местраль в 1955 году. Он часто гулял со своей собакой и заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие-то непонятные растения. Устав постоянно чистить собаку, инженер решил выяснить причину, по которой сорняки прилипают к шерсти. Исследовав феномен, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника  (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и через восемь лет запатентовал это изобретение.

 ( «липучка»)

3этап «Географический»

  1. Города мира

1. . В этом городе имеется длинная улица (Бродвей), на которой расположено 40 театров.                                                                                      Ответ: Нью-Йорк.

  1. Этот город располагается более, чем на 100 островах, по берегам 65 рек и каналов, соединенных 365 мостами.  По финской легенде, этот город не мог быть построен на топкой и зыбкой болотистой почве. Поэтому он был вначале построен на небе и лишь потом осторожно опущен на землю. Об этом городе  французский маркиз де Кюстин в XIX в. писал, что в нем “Европа показывает себя Азии, а Азия – Европе”. Широко известно высказывание Д. Дидро по поводу географического положения этого города: “Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца”. Карамзин называл его “городом, выросшим из блестящей ошибки Петра I”

                                                                           Ответ: Санкт-Петербург.

3. Успенском соборе этого города хранится икона, перед которой получили благословение русские войска накануне Бородинской битвы.                              Ответ: Смоленск.

4. Этот город являлся столицей огромной империи, созданной не столько путем завоеваний, сколько удачными династическими браками. В водопровод этого города подается лучшая вода в Европе, а визитными карточками национальной кухни страны, где расположен этот город, являются бисквитно-шоколадный торт, яблочный штрудель в горячем ванильном соусе и крендель (прецль).   Название этого города неразрывно связано с такими понятиями, как вальс, лес стул, шницель.                                                                                                             Ответ: Вена.

5.  Аэропорт этого города построен на территории, отвоеванной у моря. (Ответ: Гонконг)

 

  1. этап «Химический»
  1. раунд «Химики-лирики»

Может показаться странным, что   мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.
– Я буду предлагать командам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Отвечать будете по очереди.  Дополнения и исправления тоже оцениваются.
     1.  Назовите имя знаменитого композитора, который был также и крупным химиком, другом Д.И. Менделеева. (А.П. Бородин).

  1. Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-м. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев).
  2. . В романе Ильфа и Петрова “Золотой телёнок” есть такой эпизод: “По сцене расхаживал лектор в зелёном френче и, недовольно поглядывая на дверь, с военной отчётливостью говорил: “По характеру действия боевые отравляющие вещества делятся на удушающие, слезоточивые, нервные, раздражающие и так далее. В числе слезоточивых газов можем отметить бромистый бензол” (выводится на экран проектора). Лектор совершил в своём рассказе три ошибки. Найдите их.
  3. Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием... А что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные краски)
     

5. Какую химическую ошибку сделал Конан Дойль в своем произведении про  знаменитого сыщика  Шерлоха Холмса  «Собака Баскервилей»

 5 этап «Экологический» 

 

Экологические загадки:    10 баллов.          

1.«Видит око, да зуб неймет»   Муха комнатная имеет два больших сложных глаза и три простых. Несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит на расстоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше – 1,5-2 м. В чем причина различий в «дальнозоркости»?   (Стрекоза – хищник, питается на лету, муха питается «неподвижной пищей»)

2.«Больше едим, лучше урожай…» Саранча атаковала поле многолетних трав и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему?      (Саранча гибнет миллионами и превращается в отличное удобрение для поля).

3.«Наследие Дуремара» Известно, что слюна пиявок содержит вещество гирудин, которое препятствует свертыванию крови. Где в в медицине применяется это вещество?                                      (для рассасывания тромбов)

  1. «Нам песня строить и жить помогает».

Небольшие жуки из рода полоскунов живут в маленьких прудах или заполненных ямах водой, но они не утратили способность летать. С наступлением темноты они вылезают из воды, прежде чем подняться в воздух, производят низкие звуки частотой до 140 Гц.  Для чего они это делают?                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. «Труженик - пахарь». Чарльз Дарвин писал: «Вряд ли найдется другое животное, играющее столь большую роль в истории мира,  и назвал его тружеником-пахарем. Кого он имел в виду?              (природа)
  2. «Царская привилегия» В Московском Кремле с первой половины XVI века по 30-е годы XVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В это же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи.  В чем причина этих явлений?             (Вода загрязнялась свинцом.  Свинец отравлял организм, накапливался в тканях и половых клетках)

                                                              

Конкурс знатоков естествознания

 

Каждый класс  должен в течение 1 мин ответить на максимальное количество вопросов, задаваемых членами жюри. Вопрос, на который не знаешь ответа, можно пропустить.

 

Вопросы для 1-го участника

1. К какому царству относят лишайники? (К царствам грибов и растений.)
2. Самый твердый минерал. (Алмаз.)
3. Государство с самой большой численностью населения. (Китай.)
4. В каких единицах измеряют вес тела? (В ньютонах.)
5. Назвать один из галогенов. (Фтор, хлор, бром, йод.)
6. Попал в Европу в X в. под названием «ночной кошмар». Кто это? (Клоп постельный.)
7. Самый многонаселенный город планеты. (Мехико.)
8. Что такое осмос? (Диффузия в одном направлении.)
9. Самое глубокое место в мировом океане. (Марианская впадина.)
10. Где сосредоточена масса атома? (В ядре.)

Вопросы для 2-го участника

1. Жидкий металл. (Ртуть.)
2. Самое глубокое озеро. (Байкал.)
3. Чем у млекопитающих отделяется грудная полость от брюшной? (Диафрагмой.)
4. Самый соленый водоем на планете. (Мертвое море.)
5. Самая высокая гора планеты. (Джомолунгма, или Эверест – 8848 м.)
6. Самый сильный окислитель. (Фтор.)
7. Где раки зимуют? (В норах.)
8. Материк, открытый последним. (Антарктида.)
9. Какой закон определяет зависимость между током, напряжением и сопротивлением? (Закон Ома.)
10. Где на планете Земля растут псилофиты? (Нигде – вымерли 300 млн лет назад.)

Вопросы для 3го участника

1. Самое загадочное и страшное место в Мировом океане. (Бермудский треугольник.)
2. Белый свет сложный. Из каких простых он состоит? (Из цветов радуги.)
3. Вещество, защищающее Землю от избытка ультрафиолетовых лучей. (Озон.)
4. Нужно ли жевать жидкую манную кашу? (Дa.
5. Гигроскопическая жидкость. (Серная кислота.)
6. Самое мощное теплое морское течение. (Гольфстрим.)
7. Самый северный штат США. (Аляска.)
8. Какой элемент назван в честь России? (Рутений.)
9. Кто впервые увидел клетку в микроскоп» (Левенгук.)
10. Где находятся семена у белокочанной капусты? (В двухлетнем побеге.)

Вопросы для 4-го участника

1. Самая большая в мире пустыня. (Сахара.)
2. Самый короткий день в году. (22 декабря.)
3. Как расшифровать ВИЧ? (Вирус иммунодефицита человека.)
4. Самый распространенный металл в земной коре. (Алюминий.)
5. В какой среде фенолфталеин приобретает малиновую окраску? (В щелочной.)
6. Самый легкий металл. (Литий.)
7. У какого растения самые крупные на Земле цветки? (Раффлезия Арнольди.)
8. Самый маленький электронный заряд, существующий в природе. (Электрон q = 1,6 х 10-19 кулона.)
9. Самая урбанизированная страна в Европе. (Великобритания.)
10. Океан, в котором больше всего островов. (Тихий.)

Вопросы для 5-го участника

1. Самая длинная река в мире. (Нил.)
2. Кто является основоположником классической механики? (Исаак Ньютон.)
3. По-латыни их называют амфибии. А как их называют по-русски? (Земноводные.)
4. Вещества, окрашивающие универсальный индикатор в красный цвет. (Кислоты.)
5. По какой артерии человека течет венозная кровь? (По легочной.)
6. В каких единицах измеряют давление. (В Паскалях.)
7. В какой цвет натрий окрашивает пламя? (В желтый.)
8. Что изучают гистологи? (Ткани.)
9. Русский ученый, создавший первую физико-химическую лабораторию. (Ломоносов.)
10. Самый высокий водопад? (Анхель.)

 

Заключение.  Подведение итогов.  Заканчивается наш интеллектуальный марафон. Сегодня у нас не просто игра. Это праздник интеллекта, везения и дружбы.

 

 

 

Категория: Внеклассная работа по предмету | Добавил: Наталья (13.04.2015)
Просмотров: 2035 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar