Главная » Статьи » Внеклассная работа по предмету |
Внеклассное мероприятие интеллектуальный марафон «Эрудит естествознания»
Цель: Развитие познавательного интереса к школьным предметам. Задачи: 1.повысить уровень развития учащихся и расширить их кругозор, 2.развить у учащихся интерес к занятиям географией, физикой, биологией, химией, 3.углубить представление учащихся об использовании сведений из области естествознания в повседневной жизни, 4. показать ценность знаний в профессиональной деятельности.
Оборудование:
Игра проходит в форме «Вертушки». 5 команд – 5 тематических названий этапов. Каждая команда задания своей темы передает другой команде, и так по кругу. Если вопросы без ответа вернуться к команде, то команда должна на них ответить или зарабатывает штрафные очки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 этап «Творческий» Каждая команда по своей теме дает название другой команде. Команда придумывает девиз и эмблему. Оценивается в 5баллов.
2 этап «Биологический» 1 вопрос – 5 балл 1раунд. Животные в жизни людей, городов и государства. 1.А какой город спасли кошки? (Санкт – Петербург,1943). Сразу же после прорыва кольца блокады 27 января 1943 года, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (дымчатые считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей). Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов. Так что среди питерских мурок почти не осталось коренных, местных. Многие имеют ярославские или сибирские корни. 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, началась блокада, которая продлилась 900 дней. Очень скоро в городе стало нечего есть, жители начали умирать... В страшную зиму 1941-1942 годов съели все, даже домашних животных (и многим это спасло жизнь). Но если люди умирали, то крысы плодились и размножались!
В последние годы развивается наука Бионика (англоязычные названия – «биомиметика») – многообещающее научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий. Бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже "запатентовано" природой. Такое изобретение XX века, как застежка "молния" было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление. 1. Летучие мыши детально представляют себе картину окружающего: размеры, перемещение и даже текстуру своей добычи, когда летают в ночном небе. Многие насекомоядные могут ориентироваться и охотиться в полной темноте. Какую технику они используют какое изобретение создали ученые? Киты используют ультразвуковой шум в качестве оружия, оглушающего рыбу. Эти сигналы заставляют наполненные воздухом плавательные пузыри рыб резонировать так сильно, что вибрация, передающаяся тканям тела, дезориентирует рыб. Не менее интересным стало открытие того, что дельфины могут использовать не только очень высокие, но и низкочастотные звуки для оглушения добычи. (Разработка навигационных систем Сейчас ведутся разработки нового типа оружия, способного вводить войска противника в шоковое состояние с помощью ультразвука. Этот принцип воздействия был позаимствован у тигров. Рев хищника содержит ультранизкие частоты, которые хотя и не воспринимаются человеком как звук, оказывают на него паралитическое воздействие. ) 2. По конструкции какого человеческого органа была построена Эйфелева башня. Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии. (Конструкция Эйфелевой башни основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера (Hermann Von Meyer). За 40 лет до сооружения парижского инженерного чуда профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. И при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела. Фон Мейер обнаружил, что головка кости покрыта изощренной сетью миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости. Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал. В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман (Carl Cullman) подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем).
3. В последнее десятилетие бионика получила значительный импульс к новому развитию. Это связано с тем, что современные технологии переходят на гига- и наноуровень и позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. Согласно общепринятой сегодня классификации, губки образуют самостоятельный тип примитивных беспозвоночных животных. Ее внутренний каркас сетчатой формы образуют цилиндрические стержни из прозрачного диоксида кремния. У основания губки находится пучок волокон, который по форме похож на своеобразную корону. Длина этих волокон - от 5 до 18 см, толщина - как у человеческого волоса. В ходе исследований этих волокон выяснилось, что они состоят из нескольких четко выделенных концентрических слоев с различными оптическими свойствами. Центральная часть цилиндра состоит из чистого диоксида кремния, а вокруг нее расположены цилиндры, в составе которых заметное количество органики. (Ученые были поражены тем, насколько близкими оказались структуры природных оптических волокон к тем образцам, что разрабатывались в лабораториях в течение многих лет. О каком волокне идет речь? (оптическое волокно)) 4. В своих разработках новых материалов, ученые постоянно сообщают о технологических открытиях, которые базируются на «интеллектуальном потенциале» природы. Например, в октябре 2003 года в исследовательском центре Xerox в Пало Альто разработали новую технологию подающего механизма для копиров и принтеров. В новой печатной схеме, созданной в исследовательском центре Xerox (Пало Альто), отсутствуют подвижные части (она состоит из 144 наборов по 4 сопла в каждом) Сконструированная в Пало Альто печатная схема оснащена множеством воздушных сопел, каждое из которых действует независимо, без команд центрального процессора, однако в то же время они способствуют выполнению общей задачи — продвижению бумаги. Поведение каких животных скопировали разработчики? (поведение стаи термитов, где каждый термит принимает независимые решения, но при этом стая движется к общей цели, например, построению гнезда) 5. Другое знаменитое заимствование сделал швейцарский инженер Джордж де Местраль в 1955 году. Он часто гулял со своей собакой и заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие-то непонятные растения. Устав постоянно чистить собаку, инженер решил выяснить причину, по которой сорняки прилипают к шерсти. Исследовав феномен, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и через восемь лет запатентовал это изобретение. ( «липучка») 3этап «Географический»
1. . В этом городе имеется длинная улица (Бродвей), на которой расположено 40 театров. Ответ: Нью-Йорк.
Ответ: Санкт-Петербург. 3. Успенском соборе этого города хранится икона, перед которой получили благословение русские войска накануне Бородинской битвы. Ответ: Смоленск. 4. Этот город являлся столицей огромной империи, созданной не столько путем завоеваний, сколько удачными династическими браками. В водопровод этого города подается лучшая вода в Европе, а визитными карточками национальной кухни страны, где расположен этот город, являются бисквитно-шоколадный торт, яблочный штрудель в горячем ванильном соусе и крендель (прецль). Название этого города неразрывно связано с такими понятиями, как вальс, лес стул, шницель. Ответ: Вена. 5. Аэропорт этого города построен на территории, отвоеванной у моря. (Ответ: Гонконг)
Может показаться странным, что мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.
5. Какую химическую ошибку сделал Конан Дойль в своем произведении про знаменитого сыщика Шерлоха Холмса «Собака Баскервилей» 5 этап «Экологический»
Экологические загадки: 10 баллов. 1.«Видит око, да зуб неймет» Муха комнатная имеет два больших сложных глаза и три простых. Несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит на расстоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше – 1,5-2 м. В чем причина различий в «дальнозоркости»? (Стрекоза – хищник, питается на лету, муха питается «неподвижной пищей») 2.«Больше едим, лучше урожай…» Саранча атаковала поле многолетних трав и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему? (Саранча гибнет миллионами и превращается в отличное удобрение для поля). 3.«Наследие Дуремара» Известно, что слюна пиявок содержит вещество гирудин, которое препятствует свертыванию крови. Где в в медицине применяется это вещество? (для рассасывания тромбов)
Небольшие жуки из рода полоскунов живут в маленьких прудах или заполненных ямах водой, но они не утратили способность летать. С наступлением темноты они вылезают из воды, прежде чем подняться в воздух, производят низкие звуки частотой до 140 Гц. Для чего они это делают?
Конкурс знатоков естествознания
Каждый класс должен в течение 1 мин ответить на максимальное количество вопросов, задаваемых членами жюри. Вопрос, на который не знаешь ответа, можно пропустить.
Вопросы для 1-го участника 1. К какому царству относят лишайники? (К царствам грибов и растений.) Вопросы для 2-го участника 1. Жидкий металл. (Ртуть.) Вопросы для 3го участника 1. Самое загадочное и страшное место в Мировом океане. (Бермудский треугольник.) Вопросы для 4-го участника 1. Самая большая в мире пустыня. (Сахара.) Вопросы для 5-го участника 1. Самая длинная река в мире. (Нил.)
Заключение. Подведение итогов. Заканчивается наш интеллектуальный марафон. Сегодня у нас не просто игра. Это праздник интеллекта, везения и дружбы.
| |||
Просмотров: 2035 | |
Всего комментариев: 0 | |