ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «УГАДАЙ-КА!»
Цель: Расширить кругозор учащихся по предметам естествознания, показать значимость знаний предметов естественнонаучного цикла и их взаимосвязь с другими науками, повысить познавательный интерес к предметам биология, география, математика, литература; прививать любовь к природе, готовность сохранить и защищать её.
Оборудование: проектор, конверты с заданиями, фломастеры, чистые листы бумаги, аудиозаписей с голосами разных животных
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветствие участников:
Ведущий 1.
Вот, наконец, к нам в зал приходит он
Его величество - интеллектуальный марафон!
Проверить ум, находчивость и интеллект
Мы собрались в надежде на успех.
Ведущий 2.
Как это интересно много знать!
Всем друзьям свои умения показать!
К интеллектуальным конкурсам готовы!
Вперёд друзья! К победам новым!
Этап 1. Разминка.
Шуточная экспресс-викторина
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.
- Где вода стоит столбом? (В стакане.
- Что случится с красным платком, если его опустить на 5 мин в морскую воду? (Станет мокрым.)
- Почему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.)
- Что случается с вороной через три года? (Идет четвертый.
- Если кошка влезла на гладкий ствол дерева, как она будет с него спускаться – вниз головой или вниз хвостом? (Вниз хвостом.)
- Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга.)
- Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
- Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 мин, то сколько времени нужно 1 кошке, чтобы поймать 1 мышку? (5 мин.)
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда нужда в нем отпадает? (Якорь.)
- Что может быть больше слона и в то же время абсолютно ничего не весить? (Тень слона.)
- За чем во рту язык? (За зубами.)
- За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)
- На каких полях не растет трава? (На полях тетради.)
Этап 2. «Знатоки природы».
1. В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах. (Белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
3. В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. (Божья коровка)
4. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое количество гусениц. (Скворец)
Этап 3. «Целебное лукошко».
Участники каждой команды по очереди достают из корзинки загадку про лекарственное растение и называет его лечебные свойства.
1. Ты растения не тронь, жжётся больно, как огонь. (Крапива)
---Останавливает кровь, очищает раны: моют голову; делают салаты и варят супы.
2. Стоят кругом сестрички
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашка)
----Лечит простуду, лихорадку, зубную боль; промывают голову.
3. Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки
Как ещё нас называют?
Для чего нас применяют.
(Ноготки, календула)
-----Противовоспалительная, ранозаживляющее, болеутоляющее; при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.
4. Горел в траве росистой,
Затем померк потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
----------для улучшения аппетита, делают салаты.
5. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его- сережки,
На земле лежат листочки
Маленькие лопушки.
(Подорожник)
--------заживляет раны, при болезнях желудка.
6. Дикой розой называют
Как лекарство применяют
(Шиповник)
----------богато витаминам С, ангина, грипп и др.
Этап 4. «Дальше, меньше». Вам будут предложены характеристика данных вещей, связанных с жизнью человека. Чем раньше вы отгадаете, тем больше получите очков и чем больше подсказок, тем меньше очков
- Ее изобрели китайцы. 5
- Из нее получается очень много мусора. 4
- У нас ее получают из дерева. 3
- Она легко горит. 2
- На ней обычно рисуют или пишут. 1 (Бумага.)
- Его делают из песка.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
- Когда падает, оно разбивается. (Стекло.)
- В чёрном ящике лежит вещество, о котором человечество узнало 7 тысяч лет назад.
- В стародавние времена это вещество было ценнейшим товаром и стояло в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами.
- Его называют "белой скатертью".
- Без него не обходится ни одна хозяйка. Оно продается во всех продовольственных магазинах.
- Рассыпать это вещество на Руси считалось - к несчастью, причем очень серьезному. (Соль)
- Его раньше употребляли исключительно в религиозных целях
- Его изготавливают из растения.
- Напиток из него бодрит, поднимает настроение
- Проведение церемоний его употребления зародилось изначально в Китае.
- Путь доставки этого продукта из Китая в Россию проходил через Кяхту. (Чай)
Этап 5. «Хвостатая викторина» Команда получает листочки с загадками, в которых должна вписать названия животных на время – 2 мин
Для 1 команды
- Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.
(Кенгуру)
- На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
(Лев)
- Его хвостик летом серый, а зимой белый.
(Заяц)
- Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.
(Корова)
- Нос пятачком, хвостик крючком.
(Свинья)
- Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.
(Белка)
- Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.
(Овца)
- Он ловил хвостом рыбу в проруби.
(Волк)
- У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.
(Слон)
- Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.
(Лиса)
- Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.
(Бобр)
- Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.
(Горностаи)
Для 2 команды
- Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.
(Енот)
- Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.
(Скунс)
- Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.
(Опоссум)
- Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
5. Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь)
- Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы.)
- Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
- Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
- Сапоги со шпорами, хвост с узорами. (Петух)
- Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)
- Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
- Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орёл)
Для 3 команды
- Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.
(Поползень)
- Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.
(Трясогузка)
- Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.
(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)
- Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.
(Лирохвост)
- Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой.
(Дятел)
- Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.
(Горихвостка)
- Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.
(Крокодил)
- Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.
(Змея)
- На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.
(Гремучая змея.)
- Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.
(Ящерица)
- Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.
(Лягушка)
- У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.
(Человек)
Этап 6. Филологи, биологи
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку. «Кто первый…»
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).
- Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит)
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
Этап 7 «Конкурс капитанов» Составить слова из слова “жизнедеятельность”
Подведение итогов. Награждение
|