Главная » Статьи » Внеклассная работа по предмету

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «УГАДАЙ-КА!»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «УГАДАЙ-КА!»

Цель: Расширить кругозор учащихся по предметам естествознания, показать значимость знаний предметов естественнонаучного цикла и их взаимосвязь с другими науками, повысить познавательный интерес к предметам биология, география, математика, литература; прививать любовь к природе, готовность сохранить и защищать её.

Оборудование: проектор, конверты с заданиями, фломастеры, чистые листы бумаги, аудиозаписей  с голосами разных животных

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приветствие участников:

Ведущий 1.

Вот, наконец, к нам в зал приходит он

Его величество - интеллектуальный марафон!

Проверить ум, находчивость и интеллект

Мы собрались в надежде на успех.

 

Ведущий 2.

Как это интересно много знать!

Всем друзьям свои умения показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы!

Вперёд друзья! К победам новым!

 

Этап 1. Разминка.

Шуточная  экспресс-викторина 

  1. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.
  2. Где вода стоит столбом? (В стакане.
  3. Что случится с красным платком, если его опустить на 5 мин в морскую воду? (Станет мокрым.)
  4.   Почему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.) 
  5. Что случается с вороной через три года?  (Идет четвертый.  
  6. Если кошка влезла на гладкий ствол дерева, как она будет с него спускаться – вниз головой или вниз хвостом? (Вниз хвостом.) 
  7. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга.)
  8. Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  9.   Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  10. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  11. Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 мин, то сколько времени нужно 1 кошке, чтобы поймать 1 мышку? (5 мин.)
  12. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда нужда в нем отпадает? (Якорь.)
  13.  Что может быть больше слона и в то же время абсолютно ничего не весить? (Тень слона.)
  14. За чем во рту язык? (За зубами.)
  15.  За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)
  16.  На каких полях не растет трава? (На полях тетради.)

Этап 2. «Знатоки природы».

1.     В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах.  (Белка)

2.     Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3.      В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. (Божья коровка)

4.     Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое  количество гусениц. (Скворец)

 Этап 3. «Целебное лукошко».

Участники  каждой команды по очереди достают из корзинки загадку про лекарственное растение и называет его лечебные свойства.
 

1.     Ты растения не тронь, жжётся больно, как огонь.               (Крапива)

 ---Останавливает кровь, очищает раны: моют голову; делают салаты и варят супы.

 2.     Стоят кругом сестрички

Желтые глазки, белые реснички.                                                      (Ромашка)

----Лечит простуду, лихорадку, зубную боль; промывают голову.

 3.    
Называют «ноготки» 
         Цвета желтого цветки

         Как ещё нас называют?
        Для чего нас применяют.
                                                           (Ноготки, календула)

-----Противовоспалительная, ранозаживляющее, болеутоляющее; при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.

 4.     Горел в траве росистой,
        Затем померк потух
         И превратился в пух.

                                                          (Одуванчик)
----------для улучшения аппетита, делают салаты.

 5.     Тонкий стебель у дорожки,
        На конце его- сережки,
        На земле лежат листочки
        Маленькие лопушки.

                                                  (Подорожник)

--------заживляет раны, при болезнях желудка.

 6.     Дикой розой называют
         Как лекарство применяют

                                                  (Шиповник)
----------богато витаминам С, ангина, грипп и др.


Этап 4.  «Дальше, меньше». Вам будут предложены характеристика данных вещей, связанных с жизнью человека. Чем раньше вы отгадаете, тем больше получите очков и чем больше подсказок, тем меньше очков

  1. Ее изобрели китайцы.  5
  2. Из нее получается очень много мусора. 4
  3. У нас ее получают из дерева.  3
  4. Она легко горит.         2
  5. На ней обычно рисуют или пишут.  1                                                      (Бумага.)
  1. Его делают из песка.
  2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  3. Чаще всего оно прозрачное.
  4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
  5. Когда падает, оно разбивается.                                                             (Стекло.)
  1. В чёрном ящике лежит вещество, о котором человечество узнало 7 тысяч лет назад.
  2.  В стародавние времена это вещество было ценнейшим товаром и стояло в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами.
  3.  Его называют "белой скатертью".
  4.  Без него не обходится ни одна хозяйка. Оно продается во всех продовольственных магазинах.
  5.  Рассыпать это вещество на Руси считалось - к несчастью, причем очень серьезному.                                                                                                (Соль)

 

  1. Его раньше употребляли исключительно в религиозных целях
  2. Его изготавливают из растения.
  3. Напиток из него бодрит, поднимает настроение
  4. Проведение церемоний его употребления зародилось изначально в Китае.
  5.  Путь доставки этого продукта из Китая в Россию проходил через Кяхту.  (Чай)

Этап 5. «Хвостатая викторина» Команда получает листочки с загадками,  в которых должна вписать названия животных на время – 2 мин

Для 1 команды

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.

(Кенгуру)

  1. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.

(Лев)

  1. Его хвостик летом серый, а зимой белый.

(Заяц)

  1. Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

(Корова)

  1. Нос пятачком, хвостик крючком.

(Свинья)

  1. Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

(Белка)

  1. Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.

(Овца)

  1. Он ловил хвостом рыбу в проруби.

(Волк)

  1. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.

(Слон)

  1. Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

(Лиса)

  1. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.

(Бобр)

  1. Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.

(Горностаи)

 

Для 2 команды

  1. Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.

(Енот)

  1. Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.

(Скунс)

  1. Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.

(Опоссум)

  1. Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва.               (Тушканчик)

5. Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.                  (Мышь)

  1. Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.                           (Мыши и крысы.)
  2. Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.           (Дикобраз)
  3. Он в известной сказке потерял свой хвост.                    (Ослик, а звали его Иа.)
  4. Сапоги со шпорами, хвост с узорами.                    (Петух)
  5. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.      (Павлин)
  6. Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.                (Сорока)
  7. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.  (Орёл)

 

 

Для 3 команды

  1. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.

(Поползень)

  1. Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.

(Трясогузка)

  1. Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.

(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)

  1. Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.

(Лирохвост)

  1. Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. 

(Дятел)

  1. Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.

(Горихвостка)

  1. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.

(Крокодил)

  1. Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

(Змея)

  1. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.

(Гремучая змея.)

  1. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.

(Ящерица)

  1. Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.

(Лягушка)

  1. У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.

(Человек)

 

Этап 6. Филологи, биологи

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку. «Кто первый…»

  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

 

  1. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

 

  1. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

 

  1. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

 

  1. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

 

  1. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
  2. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит)

 

  1. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).

 

  1. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).

 

  1. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

 

Этап 7 «Конкурс капитанов» Составить слова из слова “жизнедеятельность”              

 Подведение итогов. Награждение

 

 

Категория: Внеклассная работа по предмету | Добавил: Наталья (13.04.2015)
Просмотров: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar