Главная » Статьи » Классное руководство

Классный час «Что такое толерантность»

Классный час «Что такое толерантность»

 

            Актуальность.    Актуальность проблемы толерантности связана  с  тем,  что  сегодня  на первый  план  выдвигаются  ценности  и  принципы,  необходимые  для   общего выживания  и  свободного  развития   (этику  и  стратегию   ненасилия,   идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею  диалога  и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

     «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет

от культуры войны к культуре мира», – так говорится в  Декларации  принципов

толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

      Толерантность – это миролюбие, терпимость  к  этническим,  религиозным,

политическим,  конфессиональным,   межличностным   разногласиям,   признание

возможности равноправного существования «другого»

       Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире

разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не

нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не

уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на

основе признания иного.

       Таким образом, проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной

проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в

обществе  в  целом.  Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо

воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя

корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что

очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те  понятия,

без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Формирование таких  качеств,  как  признание  человеком  другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.

    Признание  -  это  способность  видеть  в  другом  именно  другого,  как

носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя

и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые

создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры

достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного

ответа. Cамореализация  и  самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Таким образом, актуальность проблемы толерантности и актуальность проблемы формирования коммуникативных навыков и умений неразрывно связаны между собой.

Основной целью воспитания толерантности является формирование у детей навыков толерантных отношений и достижение следующих  результатов:  

  • ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
  • социально адаптированный ребенок.

     Социометрические исследование  в 5 «а» классе показали, что общение среди учащихся класса поверхностное: не достаточно прочные связи между ребятами, нет дружбы по интересам, что подтверждается  «выборами» учащихся (см. «взаимосовпадения»). Степень удовлетворенности общением в классе – низкая – 25%.

Поэтому необходимы:  разработка и реализация  воспитательной  программы по развитию у учащихся класса альтруизма, культуры общения и коммуникативных умений и навыков.

 

 

 

 

Классный час   «  Мы – разные, мы - вместе».

 

Цель:  Формирование способности устанавливать позитивные взаимоотношения как основы толерантности.

 

Задачи:

1. Познавательно - образовательная:

- ознакомление участников с ролью и значением правильного общения в любой жизненной ситуации (в семье, школе, обществе);

- знакомство учащихся с правилами и приемами устанавливать взаимоотношения;

- знакомство и работа с понятием «толерантность»

2. Развивающая:

- развитие коммуникативных умений и навыков  через воспитание толерантности.

 - развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

      - дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

      - развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

      3. Воспитательная:

- попытка расширения межличностных отношений через установление контактов между  детьми, которые заняли разные социально-значимые позиции в коллективе;

 - воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию      уважительного и терпимого отношения между учащимися.

 

      Форма работы:  работа с коллективом (межличностные тренинги и игры).

 

Оборудование:  компьютер, слайд-презентация, 1 контур  человека, фломастеры, плакат о дружбе русского и бурятского народов, на доске высказывание А. Сент-Экзюпери

 «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения»
 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

У. Чем мы занимались на прошлом занятии? Что мы узнали?   Мы все разные по внешности, характеру, темпераменту, у нас разные увлечения.  ( дети представляют свои визитные карточки - коллаж).

Давайте сегодня сделаем наоборот: Узнаем чем мы похожи.

 

I этап занятия – создание эмоционального настроя, нацеливание.

 

1. Игра «Чем мы похожи?»

  Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого  сходства с собой. Например: «Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи  тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Настя выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

  Видите дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.

 Чтобы быть дружными, мы должны уметь общаться. Сегодня мы с вами будем учиться общаться.

 

2.  Организационный момент – мостик ко II этапу.

 

 

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

 

 

 

II этап занятия – развитие навыков общения

3.  Беседа

Ребята, как вы понимаете, что такое общение? Какие качества человека, его характера нужны? 

На доске слово «Общение», учитель записывает в виде схемы: 1) Что такое общение

2) Что необходимо для правильного позитивного общения? Какие качества  человека для этого нужны?

                    

качества

взаимопонимание

уважение

понимать друг друга

терпение

вежливость

доброжелательность

внимательность

умение дружить

умение слушать

 

 

                                                                                                             

        -  Все ли мы обладаем такими качествами?

        -  Среди вас, который обладает всеми этими качествами?

Мы проводили анкетирование и результаты показали, что  общение среди учащихся нашего класса поверхностное, степень общения очень низкая – 25 %.

Поэтому нам надо учиться:  Как нужно общаться?

 

4. Игровые тренинги.

 

Упражнение 1. "Слушание" – умение правильно слушать.

У. Класс разделяется на 3 группы: 1 группа слушает звуки за окном на улице;

                                                            2 группа слушает звуки в коридоре

                                                            3 группа слушает звуки в классе

Наступает тишина и все слушают звуки.

Рефлексия: Вопрос к классу: Кто и что слышали 1) за окном, 2) в коридоре, 3) в классе. Почему другие эти звуки не слышали? Потому, что не обратили внимание. Как правильно слушать? – направить все внимание на собеседника.

 

Упражнение 2. «Сплетня» - умение правильно передать информацию 

Напомнить 1 условие: "внимательно слушай то, что говорит другой человек".

Трем группам выдаются отрывки из рассказов с поучительным содержанием. Дети читают и передают по очереди: передача информации из первых уст, вторых уст.                        Какая информация точнее? Если передавать информацию, то точно, если слушать информацию, то только из первых уст.                

 

                

 

1. ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Л.Н. Толстой (Басня)

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.   Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще». Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине, что сил нет, а винят в этом обстоятельств.

2. ВОРОНА И ЛИСИЦА

И.А. Крылов (Басня)

 

   Вещуньина  с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье сперло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во все воронье горло:

   Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

                                           Басня уместна против человека неразумного.

 

3. ДЕМЬЯНОВА УХА

И.А. Крылов (Басня)

 

        Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

 

Упражнение 3. "Критика"

До сих пор вы участвовали, теперь я буду участником. Вы меня будите критиковать. Называть мои положительные, хорошие качества и отрицательные плохие качества. Только честно (учащиеся выходят к доске и пишут на контуре человека положительные (красным) и отрицательные (черным) качества). А теперь запишите, что в вас  у себя хорошее и плохое  (записывают в альбомах). У меня есть и хорошее и плохое, но я как одно целое. И нельзя вырезать плохой кусочек. Вы должны принять меня, какая я есть, потому что я учитель и ваш классный руководитель. В нас тоже многое хорошее и плохое, но мы все вместе, в одном классе, в одной школе,  в одной республике. Мы должны относится друг к другу терпимо,  уважать интересы и мнение других, принимать веру другого. Все это называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ

III этап занятия – формирование понятия «толерантность»

У. Вводит  понятие «толерантность» Слайд-презентация

 

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.

1Старайся понять то, о чем говорят другие         рассмотрели сегодня, следующие

2Ищи лучшие аргументы.                                     на следующем занятии

3 Отстаивай свое мнение тактично.

4Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

5Стремись учитывать интересы других.

 

 

 

 

 

Толерантность – это еще принятие другой веры, уважение людей другого вероисповедания. О чем это плакат? Какое важное событие в истории дружбы русского и бурятского народа наступает? 350 лет добровольного вхождения Республики Бурятия в состав России.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года национальный состав республики:

 

1.Русские — 665 тыс. 512 чел. (67,82 %);

2.Буряты — 272 тыс. 910 чел. (27,81 %);

3.Украинцы — 9 тыс. 585 чел. (0,98 %);

4.Татары — 8 тыс. 189 чел. (0,83 %);

5.Сойоты — 2 тыс. 739 чел. (0,28 %);

6.Эвенки — 2 тыс. 334 чел. (0,24 %);

7.Белорусы — 2 тыс. 276 чел. (0,23 %);

8.Армяне — 2 тыс. 165 чел. (0,22 %);

9.Азербайджанцы — 1 тыс. 674 чел. (0,17 %);

10.Немцы — 1 тыс. 548 чел. (0,16 %);

11.Чуваши — 864 чел.;

12.Казахи — 711 чел.;

13.Мордва — 685 чел.;

14.Китайцы — 635 чел.;

15.Узбеки — 596 чел.;

16.Корейцы — 596 чел.;

17.Евреи — 553 чел.;

18.Башкиры — 539 чел.;

19.Киргизы — 507 чел.;

 

 Заключение: Дети читают стихи.

 2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

 

1. Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

3. Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час   «  Мы – разные, мы - вместе».

Занятие 2

 

Цель:  Формирование личности, успешно взаимодействующей в коллективе.

 

Задачи:

1. Познавательно - образовательная:

- ознакомление участников со  значением правильного взаимодействия в любой жизненной ситуации (в семье, школе, обществе);

- разработать модель конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми;

- формирование общественно-полезной позиции по отношению к детям, не пользующимся симпатией;

-формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

2. Развивающая:

- развитие коммуникативных умений и навыков  через упражнения по сплочению класса как социальной группы.

 - развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

- развитие способностей устанавливать взаимоотношения;

 - развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

      3. Воспитательная:

- попытка расширения межличностных отношений через установление контактов между  детьми, которые заняли разные социально-значимые позиции в коллективе;

 - воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию      уважительного и терпимого отношения между учащимися.

 

      Форма работы:  работа с коллективом (межличностные тренинги и игры).

 

Оборудование: фломастеры, альбомы, на доске высказывание А. Сент-Экзюпери   «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Организационный момент – включение детей в тренинговый процесс

 

 

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

(сначала дети по одному, затем парами, затем пары меняются)

 

У. Чем мы занимались на прошлом занятии? Что мы узнали?   Мы все разные по внешности, характеру, темпераменту, у нас разные увлечения.   Мы узнали, чем мы похожие и непохожие. Сегодня мы будем учиться взаимодействовать с непохожими на нас людьми. При каких ситуациях люди начинают взаимодействовать? При разговоре, в споре, игре, соревнованиях,  в одном транспорте и т.д. Но чтобы, разговор получился спокойным, доброжелательным, чтобы игра прошла интересно и дружно, необходимо уметь взаимодействовать друг с другом, несмотря на то, что мы так непохожие.

 

 

 

 

 

  1. Практическая работа «нарисуй похожего и непохожего».

В альбоме лист разделите на две части. На одной стороне нарисуйте человека, который похож на вас, с другой – человека, который вообще не похож  на вас.

Обсуждение: Что общего во всех рисунках? Есть ли вообще общие черты у похожих и непохожих людей? Кто вам нравится больше: похожие или непохожие?

 

  1. Упражнение: «Фу, ты не такой» - мозаика.

Мы с вами уже поняли, что все мы разные. Но в этом ничего нет плохого. Каждый из нас как кусочек в мозаике. Если какого-то кусочка нет, то получатся дырка, рисунок становится некрасивым. Так и в классе, если какого-то нет, нет целого коллектива 5 «а» класса. Нужен смелый, необидчивый доброволец. У него будет такая роль: слушать и добродушно отвечать на замечания остальных ребят. Остальные будут говорить так: «Фу, ты на нас не похож, потому что…»

Обсуждение: Что понравилось, что не понравилось?  Что чувствовал, когда был отвергаемым, нападающим? Что хотелось сделать?

Отвергаемым, «непохожим» людям очень  тяжело терпеть оскорбления и гонения. Запомните это состояние, когда вас отвергаю, чтобы не оказаться на этом месте, не было соблазна оскорблять и унижать.

 

  1. Упражнение: «Наши острова».

Представьте себе, что ваш корабль потерпел крушение, и вы попали на остров, где правил Король.

  1. Чтобы король принял вас и дал пищу и кров, надо сказать ему комплименты без слов, т.е. показать жестами, как хорошо вы относитесь к Королю этого острова.
  2. У Короля случилась неприятность: убежал любимый хомяк. Король сильно расстроен: сначала надо его утешить, а потом сказать хорошие слова для него.

Обсуждение: Что понравилось, что не понравилось? Что важное можно узнать из этой игры? Чему можно научиться?

Говорить хорошие слова просто, стоит только сделать над собой усилие и подумать. Добрые слова – пропуск в любую страну, любую дружбу. Все мы друг другу нужны. Никто из нас не хуже и не лучше других, просто мы - разные, потому что у нас разные качества.

 

  1. Рефлексия: «Слушай команду»

Звучит спокойная музыка. Дети свободно двигаются по классу. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются. У. дает команды, дети тотчас ее выполняют И так несколько раз,  команды даются в разной последовательности: спокойные, энергичные, до тех пор, пока все  в классе будут в состоянии слушать и хорошо выполнять задания.

Обсуждение: Почему нам удалость все команды выполнять одновременно, вместе. Потому, что, несмотря на то, что мы все разные, мы – один коллектив!

 

Заключение: Подведение итогов. Стихотворение.

 

ССОРА

 

 

Я поссорился с дружком,
Мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем,
Мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Каждый со своей обидой
Без умолку говорит.
 

 


Но обида вдруг пропала,
Видно, все слова сказала,
Стали мы с дружком опять
Прыгать, бегать и игра

 

Категория: Классное руководство | Добавил: Наталья (12.04.2015)
Просмотров: 2751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar