Главная » Файлы » Научно-методическая деятельность

«Обучение на уроках химии с учетом лево – правополушарного типа мышления учащихся 8 класса»
[ Скачать с сервера (21.1 Kb) ] 12.04.2015, 04:50

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Обучение на уроках химии

с учетом лево – правополушарного типа мышления  учащихся 8 класса»

 

Актуальность.  В образовательном пространстве России введены и действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (общего среднего, среднего и высшего профессионального образования). Это повлекло за собой значительное повышение требований к уровню профессионализма педагога, осуществляющего образовательный процесс в средней и высшей школе. Это означает, что педагог в профессиональной деятельности руководствуется правилом «дойти до каждого», предполагает развитие креативных способностей ребенка с учетом его индивидуальных возможностей  и выстраивает занятие с учётом особенностей мышления обучающихся.   Именно этот ориентир в педагогическом процессе (при условии «равно выравненности» обучающихся на старте) объясняет феномен отсутствия «слабых» учащихся , так называемое умение учителя «легко» и «понятно» объяснять самые трудные темы.  

             В ходе педагогической деятельности я заметила, что одни учащиеся хорошо воспринимают и усваивают учебный материал, а другие нет, при одной форме организации самостоятельной познавательной деятельности  учащихся и одном стиле преподавания, но зато при другой форме организации СПД и смене стиля преподавания хорошо справляются и самореализуются последние. Для того чтобы создать условия, для успешного обучения для тех и других необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей при отборе содержания, организации образовательного процесса, выборе методов и приемов обучения. Одним из важных свойств индивидуальности является тип мышления.  

          Левое полушарие ГМ. отвечает за последовательный логический анализ входящей информации, поэтому новую информацию левополушарники воспринимают и лучше усваивают при прочтении  самого текста, если задания для самостоятельной познавательной деятельности составлены на анализ, формирование выводов. СПД учащихся необходимо строить в четко логической последовательности, с поэтапным закреплением нового материала.    

      Правое полушарие  занимается  в основном творческими процессами, образами, обрабатывает сразу всю информацию, отыскивая примеры и объединяя все единое в целое, поэтому задания для выполнения должны быть зрительными, пространственными, на синтез. СПД учащихся нужно организовывать через схемы, опоры, блоки и т.д.       

       Также необходимо учитывать особенности сенсорного восприятия: познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает глаза в правую сторону и наоборот. Поэтому для эффективного восприятия информации важно учитывать вид классной доски и  посадку учащихся в классе: для л/п - – темный фон и светлый мел,  на I ряд, 2  место или II ряд 1 место; для п/п – светлая доска и темный мел,  III ряд, 1 место или  III ряд 1 место.

        Формирование у школьников мотива достижения успеха, создание ситуации успеха должно быть на каждом этапе урока.

 

 

 

      

       Существующие школьные методики тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайне мере половину возможностей ребенка. Большинство учебников построено на абстрактном, линейном стиле изложения информации, неоднократном повторении материала, что развивает навыки левого полушария и ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

       В учебных планах разрабатывается обычно один стиль обучения: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации ученика, что негативно сказывается на качестве знаний и умении применять эти знания на практике.

      Анализ динамики качества обучения учащихся за 2003-2006 учебные года (идет некоторое снижение), актуальность указанной проблемы, поиск путей успешного обучения школьников предмету химия определили методическую тему проекта и моей учебной деятельности.                              

       В начале 2006-2007 учебного года в целях повышения качества знаний по предмету химия, создания благоприятных условий для восприятия и усвоения материала я начала применять элементы активно развивающей техники – учет психофизиологические особенностей учащихся 8 класса.

            Для этого я взяла как контрольный  – 8 «а» класс, а экспериментальный – 8 «б» класс. Мною было выявлено, что в 8 «а» классе просвечивалось явное отставание, а  у учащихся 8 «б» класса успеваемость была лучше и повышалась.                                                                      

Это и понятно. Учебный материал (учебник Химия 8 класс, автор О.С. Габриелян, рабочая тетрадь) в III четверти построен на анализе строения и свойства веществ, в учебнике познавательный и дидактический материал изложен логическим языком, т.е. имеет левополушарную направленность. По результатам диагностики типа мышления в 8 «б» классе: л/п – 9, п/п – 6; р/п – 6, а в 8 «а» классе: л/п – 8; п/п – 11; р/п – 4. Если учесть, что равнополушарные могут и анализировать, и синтезировать, то в 8 «б» аналитиков – 15, синтетиков – 6; в 8 «а» классе аналитиков – 8, синтетиков – 15. Таким образом, ситуация успешности на уроках химии была создана только для учащихся 8 «б» класса. Мне пришлось изменить познавательную учебную  деятельность, стиль обучения и в 8 «а» классе. Результаты были  лучше.                                                                                                                                                                                                          

         Отсюда видно, что личностно – ориентированный подход в обучении с учетом психофизиологических особенностей учащихся необходим и показывает свою эффективность. Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных интересов.

 

Пример организации ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся на разных тапах урока по теме

«Основные классы неорганических соединений».

 

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

(УСТАНОВКА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

                Учитель формирует у школьников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Например, при изучении темы для левополушарников целеполаганием будет: Дидактическая цель:  В результате овладения содержанием данной темы вы будете: знать: что свойства растворов обусловлены свойствами ионов, находящихся в них; уметь: доказывать причины проявления общих свойств кислот и общих свойств оснований; развивать: умения устанавливать взаимосвязь между составом вещества и его свойствами. Практические навыки вы можете применять для определения кислотных и щелочных свойств растворов. Этого требует, например, наука экология, специальность врача санэпидемнадзора , медсестры и врача-лаборанта и др.

                 Для правополушарников: дидактическая цель: В результате овладения содержанием данной темы, вы узнаете, что общие свойства кислот обусловлены ионами водорода, общие свойства оснований – ионами  ОН-; вы сможете подтверждать это опытным путем, применять свои знания на практике в быту (испытание индикаторами растворов разных порошков, хозяйственного мыла, хлорида цинка – паяльной жидкости, канцелярского клея; результаты испытаний для решения природоохранительных здоровьесберегающих  задач).

 

ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП

(ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

                 Задача учителя на данном этапе – дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы психофизиологичекие особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость заметно снижается, а положительные результаты растут. Учителю при выборе методов и приемов  в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной ассиметрии полушарий. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные обучаются от части к целому, правополушарные – от целого к частному.  Левополушарный ученик может поделиться со способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий. Правополушарный ученик может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов.

                 Например: Для правополушарных задание: Допишите схему:

 

     Для левополушарных задание: Продолжите список:  HCl   H2SO4….

 

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

(СРАВНЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ОЦЕНКИ С РЕАЛЬНОЙ)

 

       Этот этап деятельности учителя является демонстрирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности. При выборе методов проверки знаний учащихся также  необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «открытого» типа. Письменное решение задач позволяет им проявить свои способности к анализу, а на вопрос «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предполагаемых вариантов. Для правополушарных учеников подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать свой собственный развернутый ответ. Например:

        Для П/П:   Вставь пропущенные слова: LiOH, Ba(OH)2 проявляют … свойста, так как растворы этих веществ содержат  … ионы … .. Это свойства веществ класса ...  Я могу эти знания применить на практике в быту. (например, с моющими веществами). Сделай сообщения.

        Для Л/П:  Из перечня веществ выберите одно правильное, которое подходит к следующему списку веществ:  NaOH, KOH, Са (ОН)2, LiOH -  оксиды, основания, соли, кислоты.

 

 

Категория: Научно-методическая деятельность | Добавил: Наталья
Просмотров: 965 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar