Главная » Файлы » Научно-методическая деятельность

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Тема: «Реакции ионного обмена»
[ Скачать с сервера (23.8 Kb) ] 12.04.2015, 04:51

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: «Реакции  ионного обмена»           (ЛП)

ЦЕЛЬ:    Изучить реакции ионного обмена;

               признаки реакций ионного обмена;

               опытным путем доказать, что произошла реакция  ионного обмена.

В результате овладения содержания данной темы вы будете :

Знать:    что реакции  ионного обмена протекают между электролитами;

Уметь:   доказывать это на опытах;

Развивать:  умения устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами веществ;

Убедитесь: в необходимости применения знаний на практике в повседневной жизни.

 

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:  Запишите уравнения диссоциации следующих веществ:  2NaOH, HNO3, K2CO3, AlCl3,  3AqNO3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ОПЫТ № 1.    По схеме подберите нужные вещества и проведите опыт между ними.

                          В одну пробирку налейте 1 мл. щелочи и добавьте две – три капли     фенолфталеина.  Что наблюдаете? Затем прилейте раствор кислоты.

                          ЩЕЛОЧЬ + Ф-Ф + КИСЛОТА → РЕЗУЛЬТАТ?

                          Обсудите результаты опыта. Почему исчезла окраска?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:  Составьте уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде между гидроксидом калия и азотной кислотой. (отвечаете вторыми).

 

ОПЫТ № 2.    По схеме подберите нужные вещества и проведите опыт между ними.

                          В одну пробирку налейте1 мл. раствора соли хлорид и столько же раствора другой соли нитрат.

                          СОЛЬ ХЛОРИД + СОЛЬ НИТРАТ → РЕЗУЛЬТАТ?

                          Обсудите результаты опыта. Почему выпал осадок?

                          Составьте уравнение  в  молекулярном, полном и сокращенном ионном               

                          виде.

 

ОПЫТ № 3.     К твердому   веществу карбонат натрия осторожно прилейте соляную         

                          кислоту. ( пробирку в руки не брать !). Что наблюдали? Обсудите

                          результаты опыта. Почему выделился газ?  

                          Составьте уравнения реакции в  молекулярном, полном и сокращенном    

                           виде.

 

 Обсудите результаты всех опытов. Ответьте на вопросы.

  1. К каким реакциям они относятся?
  2. Как вы это определили?

 

Практическое применение своих знаний: В результате реакций ионного обмена образуются даже незначительные осадки. Посмотрите этикетку минеральной воды «Кука» и ответьте на вопрос: Почему допускается незначительный осадок минеральных солей? Какие ионы его могут образовать?

 

Домашнее задание: Приготовьте небольшое сообщение о соединениях:  CaCO3 (мел, известняк, накипь, мрамор), CaSO4 (гипс), Ca3(PO4)2,  MgSO4. и их применение.

 

Тема: «Реакции  ионного обмена»    (П.П)

ЦЕЛЬ:    В результате овладения содержания данной темы вы:

Узнаете: Реакции ионного обмена протекают между электролитами;

Сможете подтверждать это на опытах, применять знания на практике, в быту. Например, знания этой темы требует наука экология, специальность врача санэпидемнадзора и лаборанта, стандартификации и сертификации.

 

ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ: Даны попарно катионы и ионы:

  Aq+ и  NO3- ;       Na+ OH-;    3Aq+ и  3Cl -   Составьте химические формулы веществ, которые образуют эти ионы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ОПЫТ № 1.      В одну пробирку прилейте 1 мл. раствора  гидроксида натрия  и добавьте 1-2 капли  фенолфталеина. Что произошло? Затем прилейте 1 мл. соляной  кислоты.  

                           Обсудите результаты опыта. Почему исчезла окраска?

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ:    Вставьте пропущенные слова. К раствору …. прилили фенолфталеин, он окрасился в малиновый цвет. Затем прилили к тому раствору другое вещество …, окраска исчезла. О каких веществах идет речь. Составьте уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном виде.   ( отвечаете первыми).

ОПЫТ № 2.    В одну пробирку прилейте 1 мл. раствора хлорида натрия и 1 мл. раствора нитрата серебра.

                          Обсудите результаты опыта. Почему выпал осадок?

                          Составьте уравнение  в молекулярном, полном и сокращенном ионном                

                          виде.

ОПЫТ № 3.     В тесто торта кладут соду, гашенную уксусом. Для чего? Проделайте этот опыт. Что наблюдали? Замените эти вещества на другие, зная, что сода  - Nа2СО3, а уксус – кислота, и проделай опыт Что наблюдали? Почему выделился газ?  Составьте уравнение  в молекулярном, полном и сокращенном ионном  виде.             

 

Обсудите результаты всех опытов. Ответьте на вопросы.

  1. К каким реакциям они относятся?
  2. Как вы это определили?

Практическое применение своих знаний: В результате реакций ионного обмена образуются даже незначительные осадки. Посмотрите этикетку минеральной воды «Кука» и ответьте на вопрос: Почему допускается незначительный осадок минеральных солей? Какие ионы его могут образовать?

Домашнее задание: Приготовьте небольшое сообщение о соединениях:  CaCO3 (мел, известняк, накипь, мрамор), CaSO4 (гипс), Ca3(PO4)2,  MgSO4. и их применение.

 

Тема «Свойства растворов – свойства ионов».   (ЛП)

Дидактическая цель: В результате овладения содержания данной темы вы будете:

Знать: что свойства растворов обусловлены свойствами ионов, находящихся в них.

Уметь: доказывать, что кислоты проявляют общие свойства, основания проявляют общие свойства.

Развивать: умения устанавливать взаимосвязь между составом вещества и его свойствами.

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием цели и объема работы.

Выполнение заданий, оценка.

У.Э. – 1.

Цель: Опытным путем доказать, что щелочи проявляют общие свойства.

Лабораторная работа.

Испытайте растворы оснований индикаторами

I  группа: NaOH -   а) красный лакмус,

                                 б) фенолфталеин,

                                  в)  метилоранжевый.

II группа: KOH –     а) красный лакмус,

                                  б) фенолфталеин,

                                   в)  метилоранжевый

III группа: Ca(OH)2  - а) красный лакмус,

                                   б) фенолфталеин,

                                   в)  метилоранжевый

У.Э. – 2.

Цель: Опытным путем доказать, что кислоты проявляют общие свойства.

Лабораторная работа.

Испытайте растворы кислот индикаторами

I группа: HCl -            а) синий лакмус,

                                     б) фенолфталеин,

                                     в)  метилоранжевый

II группа: HNO3 -       а) синий лакмус,

                                     б) фенолфталеин,

                                     в)  метилоранжевый

Ш группа: H2SO4 -     а) синий лакмус,

                                     б) фенолфталеин,

                                     в)  метилоранжевый

 

У.Э. – 3.

Цель: Установить взаимосвязь между составом вещества и его свойствами. Исходя из цели сформулировать общий вывод.

Общие свойства растворов кислот обусловлены … .

Общие свойства растворов щелочей обусловлены … .                    

Заполните таблицу:

вещество

Ионный

анализ

опыт

результат

NaOH

Na+, ОН-

Кр.Л.

Окрасился в синий цвет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий вывод:

У.Э. – 4.

Цель: Закрепить свои знания:

Вставьте пропущенные слова:

 LiOH, Ва(ОН)2 проявляют … свойства, т.к растворы этих веществ содержат … ионы -  … . Это свойства веществ класса … .

 

Н3РО4, НВr  проявляют … свойства, т.к растворы этих веществ содержат … ионы -  … . Это свойства веществ класса … .

 

 

 

Тема «Свойства растворов – свойства ионов» (ПП)

Дидактическая цель: В результате овладения содержания данной темы вы узнаете, что общие свойства кислот обусловлены общими ионами, и, что свойства оснований обусловлены также общими ионами, сможете подтверждать это опытным путем, применять свои знания на практике в быту.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием цели объема работы.

Выполнение заданий, оценка.

У.Э. -1.

Цель: Установить, что кислоты проявляют общие свойства.

Предлагаю выбор:

1)  Выполнить достичь этой цели с помощью  учебника: Г.Е. Рудзитис. Химия. 9кл.     стр. 13-14 табл. №3.

2)  Достичь этой цели опытным путем: Испытать растворы кислот на индикаторы по схеме 1.

У.Э. – 2.

Цель: Установить, что основания проявляют общие свойства.

Предлагаю выбор:

1)  Выполнить достичь этой цели с помощью  учебника: Г.Е. Рудзитис. Химия. 9кл.     стр. 13-14 табл. №3.

2)  Достичь этой цели опытным путем: Испытать растворы оснований на индикаторы по схеме 2.

У.Э. – 3.

Цель: Установить взаимосвязь между составом вещества и его свойствами.

Установите соответствие:

  1. NaOH, КОН, Са(ОН)2, LiOH,
  2. Катионы водорода Н+,
  3. гидроксид анионы ОН-,
  4. HCl, H2SO4, H2CO3, H3PO4,
  5. Растворы веществ, содержащие ионы Н+,
  6. Растворы веществ, содержащие ионы ОН-.

       А) проявляют свойства оснований,

Б)  класс оснований, 

В)  общие ионы растворов кислот,

Г)  класс кислоты,

Д) общие ионы растворов оснований,

Е)  проявляют свойства кислот.

У.Э. - 4

Цель: Применить свои знания на практике.

Лабораторная работа.

  1. Даны растворы: хозяйственного мыла, порошков: «МИФ», «Пемос», «Тide». Испытайте все растворы на фенолфталеин. Сделайте соответствующие выводы о свойствах этих порошков.
  2. Дан раствор ZnCl2. Испытайте раствор на синий лакмус. Сделайте соответствующий вывод о свойстве этого раствора.

Приготовь сообщение «Знания о том, что

порошки …. имеют щелочную среду, а раствор ZnCl2 – паяльной жидкости имеет среду кислот мне пригодится на практике …….»

 

Организация самостоятельной познавательной деятельности через слайдовую презентацию и выполнение лабораторной работы с учетом психофизиологических особенностей учащихся (электронный вариант)

 

Тема урока «Типы химических реакций»

 

Лабораторный опыт

П/Ф особенности уч-ся

Слайд

1. Разложение гидроксида меди при нагревании

Левополушарный

№ 2

2. Нагревание медной проволоки и получение оксида меди

Правополушарный

№ 3

3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой и распознавание газа водорода

Равнополушарный

№ 4

4. Реакция между гидроксидом натрия и соляной кислотой

Для всех

№ 5

 

 

Слайд 6,7   Расстановка коэффициентов в уравнении и проверка.

Слайд 8.     Блок – установка на закрепление и фиксацию новой темы.

Слайд 9.     Проверочная работа – расставить  уравнения по типам реакции в схеме.

Категория: Научно-методическая деятельность | Добавил: Наталья
Просмотров: 1194 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar