Методическая разработка урока в рамках внедрения ФГОС
учитель химии МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 2» Исмагилова Наталья Владимировна
Тема урока
|
«Качественные реакции на ионы»
|
Класс
|
9А
|
Тип урока
|
урок-практикум
|
Цель
|
расширить и углубить представления учащихся об ионных реакциях
|
Задачи. Формирование УУД
Обучающие (предметные)
Развивающие (метапредметные)
Воспитывающие (личностные)
|
Расширить и углубить знания учащихся об ионах и их свойствах, научить осуществлять качественные реакции для распознавания веществ и раскрыть их значение в жизни человека, организовать СПД учащихся для закрепления умений и навыков проводить реакции ионного обмена и качественного анализа состава вещества.
Познавательные: Самостоятельный поиск и выделение информации в ходе домашней творческой и экспериментальной работы на уроке о значении и применении ионных реакций. Формирование и развитие умений учащихся анализировать исследуемый объект, навыков выполнения качественные реакции на ионы, самостоятельной учебно-исследовательской работы.
Регулятивные: Развитие умений самостоятельного формулирования познавательной цели (целеполагание), выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку, оценивать достигнутый результат, составлять уравнения реакций ионного обмена, гидролиза.
Информационные: извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы, создание слайд-презентаций.
Коммуникативные: воспитание навыков самостоятельной познавательной деятельности, работы в паре и группе, строить продуктивное сотрудничество, умения слушать.
Социальная: приобретение и применение ЗУНов для развития профессионально направленной личности, формирования жизненного опыта.
Здоровьесбережение: воспитание бережного отношения к своему здоровью, соблюдение правил ТБ при работе с кислотами и щелочами.
|
Методы:
|
экспериментальный, деятельностный, продуктивный
|
Формы познавательной деятельности учащихся:
|
Экспериментально - исследовательская деятельность, ИКТ- информационная.
|
Оборудование:
|
На всех столах: Работа в парах: HCl, H2SO4, KOH, NaOH, MgSO4, CaCL2, Na3PO4, Na2CO3.
Работа в группах: 1 группа лимон, напиток «Фанта»
2 группа: мыло, порошок.
3 группа: минеральная вода «Кука».
Для всех: ячейки, лакмусовые бумажки, вода, чашки Петри, инструктивные карточки, карточки с комплексным заданием
компьютер, проектор.
|
Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы»
Цель:
Соблюдаем технику безопасности!
Ход работы
Часть первая
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке соляную кислоту, в другую серную кислоту, затем туда положите синий лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке щелочь гидроксид калия, в другую гидроксид натрия, затем туда положите красный лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р сульфата магния MgSO4 и карбонат натрия Na2CO3.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р хлорида кальция CaCL2 и фосфата натрия Na3РО4.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
Часть 2
- Исследуйте на индикаторы средства гигиены. Какие вещества в них содержатся. Запишите результат в таблицу. Для этого приготовьте раствор моющего и косметического средств и испытайте растворы на индикаторы.
- К раствору порошка прилейте фосфат натрия. Результат.
Исследуемое вещество
|
Название реактива
|
|
Какой ион распознали
|
|
синий лакмус
|
|
|
-
|
синий лакмус
|
|
|
|
красный лакмус
|
|
|
-
|
красный лакмус
|
|
|
|
|
|
|
Na2CO3.
|
|
|
|
р-р мыла
|
|
|
|
р-р порошка
|
|
|
|
Отчет:
- Устно опишите ваши действия и результаты.
- Сделайте и запишите вывод, ответив на вопросы:
- Как можно распознать вещества?
- Для чего необходимы эти знания и умения?
Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы»
Цель:
Соблюдаем технику безопасности!
Ход работы
Часть первая
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке соляную кислоту, в другую серную кислоту, затем туда положите синий лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке щелочь гидроксид калия, в другую гидроксид натрия, затем туда положите красный лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р сульфата магния MgSO4 и карбонат натрия Na2CO3.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р хлорида кальция CaCL2 и фосфата натрия Na3РО4.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
Часть 2
- Исследуйте продукты питания. Какие вещества в них содержатся? Запишите результат в таблицу. Для этого испытайте сок лимона и напиток «Фанта» на индикатор синий лакмус.
Исследуемое вещество
|
Название реактива
|
|
Какой ион распознали
|
|
синий лакмус
|
|
|
-
|
синий лакмус
|
|
|
|
красный лакмус
|
|
|
-
|
красный лакмус
|
|
|
|
|
|
|
Na2CO3.
|
|
|
|
сок лимона
|
|
|
|
напиток «Фанта»
|
|
|
|
Отчет:
- Устно опишите ваши действия и результаты.
- Сделайте и запишите вывод, ответив на вопросы:
- Как можно распознать вещества?
- Для чего необходимы эти знания и умения?
Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы»
Цель:
Соблюдаем технику безопасности!
Ход работы
Часть первая
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке соляную кислоту, в другую серную кислоту, затем туда положите синий лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке щелочь гидроксид калия, в другую гидроксид натрия, затем туда положите красный лакмус.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р сульфата магния MgSO4 и карбонат натрия Na2CO3.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
- В ячейку прилейте р-р хлорида кальция CaCL2 и фосфата натрия Na3РО4.
Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.
Часть 2
- Исследуйте минеральную воду «Кука». Какие ионы в них содержатся. С помощью качественных реакций распознайте ионы Са2+ и Mg2+ . Запишите результат в таблицу.
Исследуемое вещество
|
Название реактива
|
|
Какой ион распознали
|
|
синий лакмус
|
|
|
- 2SO4
|
синий лакмус
|
|
|
|
красный лакмус
|
|
|
-
|
красный лакмус
|
|
|
|
|
|
|
Na2CO3.
|
|
|
|
Минеральная вода «Кука»
|
|
|
|
Отчет:
- Устно опишите ваши действия и результаты.
- Сделайте и запишите вывод, ответив на вопросы:
- Как можно распознать вещества?
- Для чего необходимы эти знания и умения?
|