Главная » Файлы » Методическая копилка |
[ Скачать с сервера (38.5 Kb) ] | 11.04.2015, 19:23 | ||||||
Самоанализ урока химии по теме «Простые вещества» в 8 «а» классе Учитель Исмагилова Н.В. 1. Анализ содержания урока. Данный урок в блоке «Простые вещества» первый. Опорой для изучения данной темы являются раннее полученные знания о составе простых и сложных веществ. Приобретение и применение новых знаний идет в ходе проектной деятельности учащихся. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся организована с помощью исследовательской практической работы. Творческая деятельность учащихся реализуется через защиту мини-проектов проектных групп. Развитие мыслительной деятельности осуществляется при определении индивидуальных целей, задач, планирования собственной деятельности исследования простых веществ внутри проектных групп, при формировании вывода урока.
2. Характеристика методов, форм и средств, используемых на уроке. Для реализации компетентностного подхода в обучении применятся технология «Метод проектов» и модульное обучение, где модуль выступает как план самообучения. С целью повышения качества усвоения новых знаний учащимися на уроке организована практическая исследовательская работа. Для развития активности и самостоятельности мышления применила проблемно – поисковый метод обучения, для формирования ЗУНов – частично-поисковый метод. Работа учащихся на уроке организована по группам.
3. Обеспечение психологического состояния учащихся в классе. Урок проводился в 8 «а» классе. Класс по составу комбинированный, с разным типом познавательной способности. Поэтому, урок построен дифференцировано по группам с учетом психофизиологических особенностей учащихся Для более благоприятного протекания учебного процесса и успешности обучения каждый ученик занимает свое психофизиологическое место, исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; при подготовке презентации мини-проектов учащимся предлагается творческий подход.
САМОАНАЛИЗ УРОКА В 10 «Б» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Карбоновые кислоты»
Урок проводился в 10 «б»классе. В классе обучается 17 человек: 12 девушек и 5 юношей. Коллектив сформировался из учащихся 9 «б» класса. 15 человек могут обучаться на повышенном уровне. У них высокая познавательная активность, выше среднего уровень внешней и внутренней мотивации. Данный урок первый в теме «Карбоновые кислоты». На первом уроке изучаются: общие сведения о карбоновых кислотах, их состав, классификация, номенклатура, изомерия. Более подробно изучаются предельные одноосновные карбоновые кислоты, рассматриваются вопросы об электронном строении их молекул, физических и химических свойствах. На примере предельных одноосновных карбоновых кислот подтверждается положение Теории химического строения веществ А.М. Бутлерова: строение вещества определяет его свойства. Урок проходит в форме слайдовой презентации. Прогнозирование и изучение нового материала идет по слайдам. Содержание каждого слайда обобщается и закрепляется самими учащимися. Проблема урока ставится через решение задач на вывод М.Ф. карбоновых кислот. Содержание, структура урока создают условия для самостоятельного обучения и изучения нового материала, на основе анализа и синтеза формируют выводы о строении и свойствах кислот, что способствует саморазвитию и самореализации школьников.
Для формирования теоретических и фактических знаний, для развития наблюдательности и повышения внимания применяется комбинация информационно-иллюстративного, проблемного методов обучения. для формирования ЗУНов – частично-поисковый; для развития умений осуществлять умозаключение, анализировать – дедуктивный метод; для обучения элементам творческой деятельности – метод проектов. В качестве информационных средств обучения использованы учебник, слайды; методических – обучающие модели – структурные формулы кислот на слайдах, технических – экран мультимедийный проектор, экран, доска. Для повышения интереса к предмету химия, устойчивости внимания и запоминания, вовлечения в учебную деятельность каждого ученика, организации познавательной деятельности урок проводится в форме слайдовой презентации и практической деятельности. Использованные методы, формы и средства способствуют благоприятному протеканию учебного процесса, делают его более эффективным, наглядным, устраняют перегрузки учащихся на уроке и позволяют развить самостоятельную познавательную деятельность на уроке, экономить время. Анализ состава молекул кислот, знания о типах гибридизации, принципах классификации и видах изомерии облегчает дальнейшее изучение органических кислот. В течение всего изучения новой темы учащиеся применяют раннее полученные знания. Дифференцированный подход к первичному контролю способствует саморазвитию, самоактуализации и самоконтролю.
Самостоятельная деятельность учащихся на уроке придает учащимся уверенность в том, что они сами самостоятельно могут приобретать знания и применять их; способствует установлению обратной связи на уроке: визуально-интуитивную, приводит к сотрудничеству ученика и учителя. Применение алгоритма подачи нового материала: «Интересно – Могу – Хочу» способствует формированию осознанию учащимися «Я могу и хочу», что повышает активность познавательной деятельности учащихся по данной теме.
САМОАНАЛИЗ УРОКА В 8 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Химические свойства солей в свете Теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций»
Урок проводился в 8 «а» классе. В классе обучается 21 человек. Класс по составу комбинированный, с разным типом познавательной способности, поэтому урок построен дифференцированно с применением новой технологии НЛП – дифференциация по типам мышления. В системе уроков данный урок 15-16. На изучение материала отводится 2 часа. На предыдущих уроках уже изучены признаки реакций ионного обмена, химические свойства кислот и оснований в свете ТЭД и ОВР, учащиеся умеют составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, окислительно-восстановительных реакций. Поэтому на уроке идет повторение и закрепление раннее полученных знаний и умений, изучение нового материала, где рассматриваются особенности взаимодействия солей с металлами и солями. Химические свойства солей изучаются в ходе исследовательской деятельности – выполнение лабораторной работы. Каждый этап изучения фиксируется с помощью модульных карточек. Исследовательская деятельность учащихся сменяется выполнением упражнений по составлению уравнений. Анализ и формирование выводов по каждому этапу лабораторной работы позволяет развивать мыслительную деятельность. Творческая деятельность учащихся (сообщения) позволяет расширить кругозор и связать теорию с практикой. Формирование умений и навыков идет в процессе закрепления: фронтальный опрос и дифференцированная самостоятельная работа. Для первичного закрепления знаний и умений учащимся предлагается самим выбрать задания. Содержание и структура урока, дифференцированный подход по типу мышления способствуют более качественному самообразованию и саморазвитию учащихся.
Для более эффективного формирования практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся, создания более успешной учебной ситуации на уроке мною была применена новая технология НЛП – дифференциация по типам мышления (лево- и правополушарное обучение.). Для обеспечения активности и самостоятельности мышления за основу взяла метод обучения проблемно - поисковый с опорой на модуль, дедуктивный метод, для формирования ЗУНов – частично-поисковый, применила разные уровни заданий. Для повышения уровня понимания организовала дифференцированную познавательную деятельность, исследовательскую работу, содержание заданий модулей составлено отдельно согласно типа мышления. Работа учащихся на уроке организована по группам: «левополушарники», «правополушарники» и «равнополушарники». Для повышения интереса к предмету химия, устойчивости внимания, вовлечения в учебную деятельность каждого ученика на уроке проводится лабораторная работа, использованы элементы практического применения знаний в повседневной жизни.
Применение новой технологии НЛП способствует развитию и активизации мыслительных процессов школьников, восприятию и усвоению новой информации. благоприятному протеканию учебного процесса, делает урок более эффективным и успешным, учитывает врожденные способности функциональной организации головного мозга, что благотворно сказывается на общем развитии личности ребенка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В течение 2-х лет школа работает в направлении поиска новых технологий в личностно – ориентированном обучении. Личностно – ориентированное обучение – это максимальный учет конкретного индивида, в т.ч. врожденных качеств, ориентация на самобытность и уникальность, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции, рефлексии. Это форма организации общения ученика и учителя в единой системе. Работая над проблемой развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся я заметила, что одни учащиеся хорошо воспринимают и усваивают учебный материал, а другие нет, при одном стиле преподавания. При смене стиля преподавания восприятие и усвоение материала учащимися меняется. Как известно, психофизиологические возможности ребенка должны соответствовать требованиям, которые предъявляются ему социальным окружением. Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга: она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий головного мозга:
Левополушарные любят конкретные письменные инструкции, делать упор на познавательные мотивы, их привлекает процесс познания, могут доказывать, они аналитики и аудиалы. Правополушарные воспринимают словесную, образную, в виде графиков информацию, любят самостоятельно выбирать задания, проявляют творчество в любой деятельности, им необходимо делать упор на социальную значимость, у них высокая поисковая активность и у них высоко выражена потребность к самореализации и самопознанию. Существующие школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Приведу высказывание профессора Трауготта: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Задачи учителя – дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие к ходе выполнения работы. Большинство учебников построено на абстрактном, линейном стиле изложения информации, неоднократном повторении материала, что развивает навыки левого полушария и ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью. В учебных планах разрабатывается обычно один стиль обучения: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником, что негативно сказывается на качестве знаний и умении применять эти знания на практике. Анализ динамики качества обученности учащихся за 2003-2006 учебные года показал некоторое снижение (см. приложения) Все выше изложенное определило необходимость поиска новой формы обучения предмету химия.
Цель: Повышение качества знаний учащихся по предмету химия через создание благоприятных условий для успешной познавательной деятельности учащихся с опорой на их психофизиологические особенности (по типу мышления).
Задачи: 1. Изучение нейро-психологических особенностей учащихся. 2. Корректировка образовательной программы. 3. Апробация элементов новой технологии. 4. Создание программы по курсу химии с применением НЛП. Средства: 1. Диагностика (совместная работа с психологом). 2. Коррекция блоков предыдущей программы: методы, формы, дидактический материал, система заданий. Объект: Учебно - познавательная деятельность учащихся на уроках химии. Предмет: Тип мышления учащихся.
Ожидаемый результат: Повышение качества знаний по предмету химия.
| |||||||
Просмотров: 5618 | Загрузок: 173 | |
Всего комментариев: 0 | |