Главная » Файлы » Методическая копилка

Разработка урока " ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА"
[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] 11.04.2015, 19:11

Методическая разработка урока – победитель Республиканского конкурса «Исследовательский урок» 

ТЕМА « ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА»          (урок 1 - 38)                                 8 класс

 

Цель:    Исследование простых веществ.

Задачи: 1) Выявление физических свойств  простых веществ.

               2) Классификация простых веществ.

 

Этапы урока

Дидактическая цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЛП

ПП

1 этап Мотивационно – организационный.

 

 

 

 

 

Подготовка к учебному процессу, настрой на дальнейшую тему, обеспечение внутренней мотивации.

 

 

 

 

 

 

I. Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, нацеливание на проектную деятельность.           

1. Актуализация опорных знаний:

2. Проблемный вопрос:

 Мы установили, чем отличаются простые и сложные вещества. А отличаются ли друг от друга простые вещества и чем?

3. Гипотеза: Состав простых веществ разный, следовательно, они отличаются друг от друга.

Выполняют задания на доске:  

 

--Выписать отдельно химические формулы простых и ложных веществ: I2, NaCl, Al, O2. P, S, H2SO4, C, CH4, Fe, Cu

 

-- Чем отличаются простые и сложные вещества?

 

 

Отвечают на вопрос:

 

 

--Какие вещества называются простыми?

 

-- Какие вещества называются сложными?

 

2 этап

Операционно-исполнительский

Обучение, усвоение, осмысление, восприятие, запоминание нового материала, подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

I. Проектная деятельность:

1. Исследовательская практическая работа по группам.

--организация деятельности в группах, погружение в проект

Выдаю группам инструктивные карточки – ход работы и задания, реактивы, провожу инструктаж по ТБ при работе с нагревательными приборами.

ДО: электропроводность Ме и неМе демонстрирую сама

2. Оформление мини-проектов по плану.

Выдаю необходимые для оформления опорных схем материалы: листы ватмана, маркеры.

При необходимости даю советы при подготовке презентации.

Осуществляю контроль.

3. Презентация–отчет мини-проектов

Раздаю оценочные листы экспертам, организую отчет проектных групп.

 

II. Установление взаимосвязи между простыми веществами Ме и неМе

--ДО: электропроводность, нагревание  углерода (графитовый стержень), нагревание йода.

 

1. Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя.

Распределяют роли в группах (теоретики, практики, оформители, докладчики – защищают проект).

 - -выбор проблемы для индивидуального решения

 -- постановка  индивидуальных целей исследования

 -- планирование собственной деятельности

 -- реализация индивидуальной деятельности для достижения результата

2. Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща).

При необходимости консультируются.

Продумывают форму презентации своего мини-проекта.

Осуществляют презентацию своих мини проектов, отвечают на вопросы, слушают выступающих и дополняют при необходимости.

 

Наблюдают, рассуждают, делают выводы о том, что между простыми веществами Ме и неМе нет резких различий, они взаимосвязаны между собой.

3 этап

Рефлексивно – оценочный.

 

Первичное закрепление новых знаний. Обсуждение результатов изучения. Вовлечение каждого ученика в обсуждение        и формирование вывода.

--Обобщаю и резюмирую полученные результаты.

 

 

 

 

 

-- Формирование вывода: Простые вещества делятся на металлы и неметаллы по своим физическим свойствам. Ме и неМе проявляют противоположные физические свойства. Между простыми веществами Ме и неМе существует взаимосвязь.

 

--Даю оценку деятельности групп

--Предлагаю оценить работу групп экспертам и учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы)

--Собираю оценочные листы

--Делаю краткое обобщение по теме.

--Отвечаю на вопросы учащихся.

 

Дача домашнего задания – дифференцированное.

--Слушают оценку экспертов

--Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп

--Оформляют и сдают оценочные листы

--Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы.

ЛП

ПП

 

1) На какие две группы делятся простые вещества?

 

2) По каким признакам классифицируются простые вещества?

 

 

 

 

 

Д/З:  § 13,  § 14.  Приготовить сообщения о полупроводниках, значении   простых веществ Ме и неМе

3) Есть ли резкие различия между Ме и неМе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/З:  § 13,  § 14.  Приготовить сообщения о полупроводниках,   применении простых веществ Ме и неМе

           

 

 

 

 

Приложение 1

Тема урока «Простые вещества»

Цель проекта:      Исследование простых веществ.

Задачи проекта:  1. Выявление физических свойств  простых веществ;

                                           2. Классификация простых веществ.

                                           3. Создание проектов.

 

Проектная деятельность

I.       Определение индивидуальной цели и задач.

II.    Составление плана собственной деятельности

III. Реализация проекта (исследовательская практическая работа)

IV.  Презентация проекта.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.      Исследуйте и определите агрегатное состояние выданных вам веществ.

2.      Исследуйте и рассмотрите, есть блеск или нет у простых веществ

3.      Исследуйте и определите пластичность простых веществ (пластичный, хрупкий).

4.      Опытным путем определите теплопроводность простых веществ. Для этого:

1)      закрепите алюминиевую проволоку в зажиме держателя и нагрейте в пламени спиртовки один конец проволоки. Через некоторое время осторожно прикоснитесь рукой к другому концу проволоки. Что наблюдаете?

2)      Положите в пробирку немного фосфора и нагрейте пробирку в пламени спиртовки. При появлении дыма пробирку закройте пробкой. Что наблюдаете?

3)      Внимательно наблюдайте за демонстрацией опыта учителем.

4)       Результаты своих  исследований и наблюдений занесите в таблицу.

5)      Сформулируйте вывод о достигнутых результатах проектной деятельности.

6)      Приготовьте отчет презентацию своего проекта (ватман, фломастеры и др.)

 

Физические свойства

Фосфор

Алюминий

1. Агрегатное состояние (тв., ж., г.)

 

 

2. Блеск

 

 

3. Пластичность

 

 

4. Теплопроводность

 

 

5. Электропроводность

 

 

 

                       

 

Тема урока «Простые вещества»

Цель проекта:      Исследование простых веществ.

Задачи проекта:  1. Выявление физических свойств  простых веществ;

                                           2. Классификация простых веществ.

                                           3. Создание проектов.

Проектная деятельность

I.                   Определение индивидуальной цели и задач.

II.                Составление плана собственной деятельности

III.             Реализация проекта (исследовательская практическая работа)

IV.              Презентация проекта.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.      Исследуйте и определите агрегатное состояние выданных вам веществ.

2.      Исследуйте и рассмотрите, есть блеск или нет у простых веществ

3.      Исследуйте и определите пластичность простых веществ (пластичный, хрупкий).

4.      Опытным путем определите теплопроводность простых веществ. Для этого:

 1) закрепите медную проволоку в зажиме держателя и нагрейте в пламени спиртовки       один конец проволоки. Через некоторое время осторожно прикоснитесь рукой к другому концу проволоки. Что наблюдаете?

 2)  Закрепите в зажиме держателя уголек (углерод) и нагрейте его в пламени спиртовки. Через некоторое время осторожно прикоснитесь рукой к другому концу уголька. Что наблюдаете?

3)  Внимательно наблюдайте за демонстрацией опыта учителем.

      4)  Результаты своих  исследований и наблюдений занесите в таблицу.

       5) Сформулируйте вывод о достигнутых результатах проектной деятельности.

       6) Приготовьте отчет презентацию своего проекта (ватман, фломастеры и др.)

 

Физические свойства

 Углерод

 Медь

1. Агрегатное состояние (тв., ж., г.)

 

 

2. Блеск

 

 

3. Пластичность

 

 

4. Теплопроводность

 

 

5. Электропроводность

 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1

ОЦЕНКА РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП

Критерии оценки

№1

№2

№3

Процесс проектирования (активность всех членов группы, творчество, умение работать в команде)

 

 

 

Презентация (достигнутый результат, аргументированность, оформление)

 

 

 

Защита (качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность, объем и глубина знаний, ответы на вопросы)

 

 

 

ИТОГ:

 

 

 

 

Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

Автономность:

  • выбор проблемы для индивидуального решения;
  • постановка индивидуальных целей;
  • планирование собственной деятельности;
  • реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;
  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов.

Совместность:

  • выбор проблемы путем согласования для совместного решения;
  • согласование целей;
  • планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;
  • достижение результата совместной деятельности;
  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.

Правила и основы проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:

  • в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
  • в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
  • исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
  • учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
  • содержательная часть проекта структурирована;
  • результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
  • результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
  • если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
  • по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталья
Просмотров: 622 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar