Главная » Файлы » Методическая копилка

Разработка урока «Кислоты, основания в нашей жизни»
[ Скачать с сервера (32.7 Kb) ] 11.04.2015, 19:08

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА

Этапы урока:

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Экспериментальная исследовательская деятельность учащихся
  3. ИКТ-информации
  4. Рефлексивная деятельность

Тема урока

«Кислоты, основания  в нашей жизни»

Цель

Организовать учебную познавательную и экспериментальную деятельность учащихся на уроке по распознаванию кислот и щелочей среди других веществ и определить  их значение для жизни и здоровья человека

Задачи:

Образовательные

Научить способам распознавания кислот, оснований среди других  химических веществ на уроке и в домашних условиях,   раскрыть значение кислот, оснований   в жизни человека.

Развивающие

Развивать  умения определять  кислоты, основания по составу, опытным путем распознавать среди других веществ;  навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитывающие

Воспитание личностных качеств ученика: нравственно-этической оценки усваиваемого содержания, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Формирование УУД

Личностные:

- Смыслообразование –  научиться опытным путем распознавать кислоту, щелочь среди других веществ и  в продуктах  питания, СМС. 

- Нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания – значение данных знаний и умений для сохранения здоровья человека, культура питания, использования СМС.

- Умение адекватно, подробно, сжато представлять результаты своей познавательной деятельности и формирование вывода.

Регулятивные:  Целеполагание  самостоятельной учебной деятельности, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном при распознавании кислот, щелочей  и обнаружении их в продуктах питания и СМС.

Коммуникативные: Развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Познавательные:   Самостоятельно формулировать познавательную  цель, проблему, поиск и выделение информации в ходе домашней творческой и  экспериментальной работы.

Планируемые результаты

Знаниевые Знать  состав оксидов, кислот, оснований и солей, способы распознавания кислот и оснований среди других веществ, значение веществ в природе  и  жизни человека.

Деятельностные Уметь применять свои знания в учебной деятельности по распознаванию веществ.

Компетентностные Развитие способностей применять знания и умения в повседневной жизни

Тип урока:

Урок формирования первоначальных предметных умений.

 

Методы:

экспериментальный,  деятельностный,  продуктивный

 

Формы познавательной деятельности учащихся:

Экспериментально - исследовательская деятельность, ИКТ- информационная.

 

Оборудование:

На всех столах: ячейки, лакмусовые бумажки, вода, чашки Петри.

1 группа Вещества: HCl, NaOH,   лимон, мыло

2 группа Вещества: H2SO4, KOH,  напиток «Фанта», порошок.

3 группа Вещества  HNO3, Ca(OH)2,   апельсин, крем для рук,

инструктивные карточки, карточки с комплексным заданием, компьютер, проектор.

 

 

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

 

УУД

1. Организационно-мотивационный этап

1. Актуализация опорных знаний

Проверяю      готовность   обучающихся к уроку:

Фронтальный опрос. Что такое оксиды, кислоты, основания, соли?

Работа  с магнитными карточками

Отвечают устно

 

Среди карточек находят формулы веществ и размещают их на магнитной доске в соответствующих колонках

 Распределите вещества (карточки) по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Поясните свой выбор

Регулятивные: Оценивают что уже усвоено, осознают,  что еще подлежит усвоению.

Познавательные: Выбирают карточки  с формулами кислот и оснований и размещают на магнитной доске, анализируют, классифицируют, доказывают

Коммуникативные:

Слушают учителя, и учащихся,  строят монологическую речь (дают определения веществам разных классов)

2. Мотивация, создание проблемы, целеполагание

Сегодня на уроке, я хочу перед вами поставить один важный вопрос Для чего необходимы химические знания об этих вуществах? В конце урока мы сможете ответить на него.  

Сообщение учителя- презентация

  На какие вопросы предстоит ответить: Чему, Для чего и  Как? учиться – на доске

 

Отвечают на вопрос: Что означает кислотно-щелочной баланс?

 

Ответы записывают на доске до и после изучения новой темы.

Цель:      Чему научиться?

Мои действия:    Как учиться? –

Объекты исследования:

Результаты:

Для чего учиться?

.

Сведения: (презентация) Народы, которые  живут долго, японцы, китайцы, питаются  по принципу.  (инь\янь) - 50\50: 50% кислой, 50% щелочной пищи. У  нас же в России соотношение: 95% кислой,  и 5% щелочной пищи.

Что это означает и   над чем   стоит задуматься?

 

 

  Личностные: Смыслообразование – установление связи между целью учения и результатом.

Регулятивные: Определяют цель урока, Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

3. Учебно-познавательная деятельность учащихся

Организую Учебно-познавательную и экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся

1 проблема.Что такое кислотно-щелочной баланс

 

2.   Проблема. Как распознать кислоты  и щелочи в продуктах?

 

3. Проблема.  Как поступают в наш организм соли, кислоты, щелочи?

 

 

4. Проблема  Как в домашних условия обнаружить кислоты и щелочи?

Сообщения учащегося – презентации

 

 

 

 

 

Экспериментально-исследовательская деятельность  

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся - презентации

Просмотр презентаций, обсуждение, формирование выводов.

 

 

 

Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке

 

 

 

 

Можно ли в домашних условиях определить содержание кислот и щелочей в продуктах и моющих средствах

 

Личностные: Развитие ИКТ –информационных умений.

личностное, профессиональное самоопределение Нравственно-этическая оценка культура питания, использования СМС.

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, знаково-символические действия, умение структурировать знания, умение сознательно и произвольно  строить речевое высказывание

 

Коммуникативные: Умение слушать, строить продуктивное сотрудничество. участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

 

Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном окраска индикаторов

 4. Рефлексивная деятельность

Организую Первичную проверкаузнаний и умений

Выполняют комплексное задания

 

2. Выполните задание «Добрый совет»

 

Личностные: Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

Регулятивные: коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные произвольно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме,  смысловое чтение, извлечение информации из презентаций

 

5.  Подведение итогов

 

 

 

 

6. Домашнее задание

Эксперимент

Вы можете сами проверить действие кислот на клетки нашего организма. Возьмите стакан темного шипучего напитка, например п - - - и – к - - у. Кислотность этого и многих других родственных ему напитков составляет pH=2,5.

Поместите в него кусок мяса. Через сутки – результат        (куска мяса не будет).

Поместите в него ноготь. Через три дня - результат               (ногтя не будет).

Поместите в него молочный зуб.   Через неделю – результат    (зуба не будет).

 

 

 

 

 

Приложение 1

Инструктивная карточка для групп

Тема исследования:  «Кислоты, основания  в нашей жизни»»

Цель: Научить способам распознавания кислот, оснований среди других  химических веществ на уроке и в домашних условиях,   раскрыть значение кислот, оснований   в жизни человека.

 

  1. Определите и запишите цель
  2. Деятельность –
  3. Запишите объекты исследования в таблицу  (формулы и названия)

Ход работы

  1. Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке  кислоту, затем туда капните синий лакмус.

Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.

  1. Прилейте в одну ячейку имеющую у вас в лотке щелочь, затем туда капните красный лакмус.

Что наблюдали? Запишите результат в таблицу.

 

  1.  Исследуйте на индикаторы продукты питания и средства гигиены. Какие вещества в них содержатся. Запишите результат в таблицу. Для этого приготовьте раствор моющего и косметического  средств и испытайте растворы на индикаторы.

 

 

Формула и название кислоты и щелочи

Название индикатора

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет:

  1. Устно опишите ваши действия и результаты.
  2. Сделайте вывод и запишите, ответив на вопросы:

- С помощью чего и как можно распознать кислоты и щелочи?

- Что такое индикаторы?

-  Для чего необходимы эти знания и умения?

 

 

 

Комплексное задание «Добрый совет»

    Настя после школы рассказала маме, что сегодня они  с ребятами на уроке химии изучали вещества кислоты, основания и соли.

Оказалось, что эти вещества необходимы для здоровья и красоты человека. Мама заметила, что эти вещества  содержаться  в продуктах  питания и моющих средствах.  Но полезны и безвредны они только в определенных количествах и поэтому надо правильно питаться. На что Настя ответила, но ты не знаешь,  как можно определить содержание веществ.    Также Настя поделилась тем, что опыты, которые они проводили можно сделать дома. Еще Настя узнала  о причинах заболеваний почек, костей, сердца и сосудов.

 

 Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Какова цель текста «Добрый совет»?  Укажи цифру   выбранного тобою ответа

  1. Проинформировать о кислотах, основания, солях
  2. Проинформировать о заболеваниях человека
  3. Предупредить об опасности неправильного питания
  4. Рассказать, что они изучают на уроках химии.

 

2. С помощью каких веществ можно распознать кислоты и основания. Для чего это необходимо.

 

 

 

 

3. Настя очень любит газированные напитки. Каким образом они могут повлиять на организм Насти? Опишите по схеме.

 

 

 

 

 

 

фанта

 

                                                          

 

 

организм  Насти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Здоровье  и красота человека зависит    от  содержании  кислот , щелочей  в организме.   Поясните это выражение.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталья
Просмотров: 1276 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar