Главная » Файлы » Результаты научно-методической деятельности |
[ Скачать с сервера (55.9 Kb) ] | 12.04.2015, 05:02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Августовская конференция работников образования Кяхтинского района 2014 год. Подготовила: учитель химии и биологии МБОУ КСОШ № 2 Исмагилова Н.В.
«Портфолио ученика как система оценивания достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»
“Оценка – это правильное кровообращение, Н.Островский Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения. Задачи: 1. Познакомить с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения. 2. Показать взаимосвязь структуры портфолио ученика и достижения требований стандарта к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным). 3. Выявить и проанализировать проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса образования и его результатов. 4. Дать рекомендации по организации ведения портфолио. Форма проведения собрания: семинар.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. · личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности; · метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия; · предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира. 3. Что должно учитываться при итоговой оценки результатов обучения. Для продолжения образования предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть: достижение предметных и метапредметных результатов, сформированность навыков выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Также должны учитываться результаты индивидуальных личностных достижений - ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
Что является основанием для решения для принятия решения о выдаче обучающемуся документа об основном общем образовании. Результаты индивидуальных личностных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке. Требования к результатам образования в формате ФГОС второго поколения – это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся , освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Такой системой оценки образовательных достижений обучающихся является портфолио.
Основное назначение портфолио - в период предпрофильной подготовки – это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения. - в системе профильного обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности школьника по выбранному профилю обучения, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в ВУЗе. Основные цели и задачи портфолио: - Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. - Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни. - Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. - Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. - Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. - Прогнозирование траектории личностного развития ребёнка; - Индивидуализация образования. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся: - направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; - позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Портфолио ученика: · является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; · реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; · позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; · предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио ученика предъявляется
Работая с портфолио, школьник: - формирует навык самоконтроля и самооценки; - видеть своё продвижение. Учитель: - наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию; - делает отметку содержательной и для ученика и для родителей; - делать оценку работы оптимистичной. В зависимости от конкретных целей обучения выбирается
1. Портфолио документов
2. Портфолио достижений (работ)
Письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности и ее результатам, отзывы других людей
Структура портфолио Портфолио ученика представлено двумя составляющими: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть отражает уровень достижений академических знаний обучающегося, определенных ФГОС, и уровнем образования в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией обучающегося. Вариативная часть портфолио ученика представляет собой портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития. Портфолио внешних достижений состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Основное назначение каждого из этих блоков заключается в накоплении документальных данных, свидетельствующих об успешности во внеучебной деятельности школьника и динамике ее развития. Портфолио личностного развития – это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств личности обучающегося.
Обязательные элементы: • титульный лист • сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения) • содержание портфолио с перечислением его основных элементов • самоанализ и прогноз (или план) на будущее Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, исследовательской, творческой, социальной, спортивной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Список использованной литературы
Портфолио ученика Портфолио ученика основной и средней школы включает в себя: Рекомендуемая структура комплексного портфолио
Титульный лист Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Раздел 1. «Мой мир» («Портрет») Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс) – Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс) – Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс) – Моя малая родина (рассказать о своём родном городе или селе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры). (4 класс) Раздел 2 – «Мои цели» Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность) Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах Раздел 3 – «Социальная практика» Сведения о поручениях + Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему: – Выпуск стенгазеты – Участие в субботниках – Выступление на торжественной линейке Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.). Раздел 4 – «Мои достижения» Этот раздел может включать рубрики: «Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.), «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.) Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр. Сведения об участии в проектной деятельности Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения. Раздел 5 – «Мои впечатления» Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии. Раздел 6 – «Рабочие материалы» (все письменные работы, диагностические работы) РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс Математика 1 класс Мир вокруг нас 1 класс Так я читаю. 1 класс Раздел 7 – «Отзывы и пожелания» (в произвольной форме) – Учителей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии. Памятка для педагогов по ведению портфолио
Памятка для ученика по ведению портфолио
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя: БЛОК I. Информация о владельце портфолио. "МОЙ ПОРТРЕТ" - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография. Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года. Резюме Общее среднее образование
Самоанализ собственных планов и интересов 9. Мои образовательные планы на год
АВТОБИОГРАФИЯ Рекомендации для написания автобиографии План написания автобиографии Фамилия, имя 1. Дошкольное детство. 2. Школьная жизнь 3. К профильному обучению. Блок II. Официальные документы. Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещаются: Перечень представленных документов
Ксерокопии должны быть заверены администрацией школы (на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио). Блок III. Курсы по выбору, подготовительные курсы.
Сюда относятся курсы, пройденные обучающимися с целью углубления и расширения знаний по определенным дисциплинам (курсы иностранного языка, курсы информатики,...). Приложить копии дипломов или сертификатов об окончании курсов. Дополнительная деловая информация (владение иностранными языками, компьютером, вождение автомобиля и т. д.) Интересы, предпочтения, хобби и т. д.: Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы: Блок IV. Олимпиады.
Прилагаются дипломы, грамоты, сертификаты. Блок V. Конкурсы (сочинений, творческих работ, …) Портфолио работ - комплект различных творческих, проектных и других работ выпускника.
Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях (приложение ксерокопий грамот, благодарностей, … )
Блок VI. Исследовательская деятельность
Блок VII. Дополнительное образование
Количество и порядок следования блоков может меняться. Главное – наиболее объективно и в наиболее выгодном свете представить свои достижения, расположив материалы логично. При составлении портфолио необходимо продумать главную линию, которую будут формировать, раскрывать и подтверждать все описания и документы.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3122 | Загрузок: 73 | |
Всего комментариев: 0 | |